Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: ПБП ::

Процессная концепция производства полетов и ее фундаментальное значение для развития авиации СНГ

Е. М. Хохлов, (АЛС, НМЦПА, Россия), к. т. н. Аль-Аммори Али, к. т. н. Ю. В. Грищенко, Е. П. Шкурко, (НАУ, Киев), журнал «Проблемы безопасности полетов»


    В статье рассматриваются особенности применения процессного подхода к производству полетов в авиации СНГ. Акцентируется внимание на необходимость учитывать многолетний опыт («ноу-хау») в разработке общей структуры процессов производства полетов при применении методологии Наставления по производству полетов (НПП). Проведен сравнительный анализ структур производства полетов по НПП и новейшим документам ИКАО – РУБП-2006 (Руководство по управлению безопасностью полетов).

   

    Производственные процессы – центральные процессы в аналитике процессного подхода

   

    В настоящее время к аналитике производственных процессов применяют два подхода: системный и процессный. Если становиться на позицию представителей системного подхода и принимать их концепцию «вход-процесс-выход», то рассмотрение любых производственных процессов, в сущности, исключает анализ внутренних механизмов и природы этих процессов. Остается только «черный ящик».

    Безусловно, процессный подход требует принципиально другой трактовки. Что нового вносит процессный подход для практиков в эксплуатацию промышленных машин и производство вообще?! Рассмотрим основные посылки.

    Говоря о целях процессного подхода, многие исследователи, особенно экономисты, считают, что целями процессного подхода являются выбор совокупности процессов, определение главного, ключевого процесса. Однако это далеко не так. Определение процесса и его роли среди процессов не решает главной задачи процессного подхода на познавательном уровне – определения природы процесса, моментов, переходов от одной стороны процесса к другой. Любой специалист знает процессы, которыми он занимается. Столяр – процессы обработки дерева, слесарь механообработки – процессы обработки металла, электронщик – электронные процессы, менеджер – деловые процессы, банкир – финансовые процессы, летный руководитель – производство полетов и т.д. Конечно, на начальной стадии обучения выбор процесса играет важную роль, но только на начальной стадии, в начале жизненного цикла любого человека.

    В процессном подходе под процессом вообще понимается такое двустороннее изменение формы движения материи, в ходе которого наблюдаются переходы от одной стороны процесса к другой, внешне скрытые сферой неопределенности. Поэтому главная задача процессного подхода – изучение переходов от одной стороны процесса к другой.

    Например, в настоящее время все университетские школы изучают деятельность человека-оператора в курсах общей и инженерной психологии только с позиции категории «действие». Это касается всех ведущих университетов СНГ и западных университетов. Методология и философия действия, например, является центральной в поведенческих (бихевиористических) науках в университетах США и стран Западной Европы.

    С позиции процессного подхода и общей теории процессов такой подход является односторонним, так как не учитывает другую сторону любой деятельности человека – «противодействие». Между прочим, в механике анализ действия и противодействия сил считается обычной, нормальной аналитикой, а вот при аналитике человеческой деятельности почему-то исторически университеты пошли другим, односторонним путем – аналитикой только «действий», через анализ деятельности операторов по действиям. Даже термин «реакция» в физиологических справочниках трактуется именно так: «ре – латинская приставка, акция – действие», вместо «ре – против, акция - действие», таким образом, реакция – противодействие.

    Процессный подход снимает эту односторонность анализа деятельности, например, летного состава, и аналитика процессов полета при таком подходе проходит через категории «действие и противодействие» и переходов между ними [1 - 11].

    Теоретическим основанием процессного похода, как известно, является общая теория процессов. Общая теория процессов объясняет цели процессной аналитики, разделяя процессы на положительные и отрицательные. Несмотря на первичную видимую простоту и на кажущуюся поверхностность такого разделения, оно дает ответы на многие вопросы процессных исследований, дает важные ответы практикам, эксплуатирующим сложные машины, говоря о важности такого разделения процессов на положительные «+» и отрицательные «-».

    Вот почему общей теорией процессов называется общая теория, изучающая процессы любой природы с точки зрения переходов от одной стороны процесса к другой, а также с позиции общих (универсальных) классификаций.

    Практика производства показывает, что всегда есть положительный и отрицательный результаты производственных процессов. Минимизация отрицательных процессов и максимализация положительных – главная задача анализа и контроля любого уровня, любого производства. Особенно важна такая аналитика при решении вопросов безопасности – нужно сразу учитывать и плюсы и минусы. Поэтому процессная аналитика производственных процессов – главная цель процессного подхода.

    Приведем пример из области авиации. И хотя в авиации сейчас организационно центральным считается системный подход, но, в сущности, производство полетов и его аналитика имеют процессный характер (рис. 1). Это показывает, прежде всего, аналитическая обработка нормативных материалов в области авиации за 1950 - 2007 гг.

    Процессный подход впервые рассматривает производство полетов, как совокупность предельно сложных производственных процессов, где центральным, главным процессом является полет. Такой взгляд, в сущности, сформировался за вековую историю развития авиации как крупной машинной индустрии, особенно развития авиации в СССР.

   

    Скачать полную версию статьи:

hohlov1-2008.pdf (142кб)

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий