ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ФАКТОРОВ РИСКА АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
В статье рассматривается возможность оценивания рисков авиационных происшествий. Для этого предлагается использовать логико-вероятностную теорию безопасности как наиболее подходящую при прогнозировании трудноформализуемых процессов или явлений. Для оценки искомых вероятностей вводится методика, основанная на сочетании методов планирования эксперимента и теории нечетких множеств.
Согласно концепции активного предотвращения авиационных происшествий (АП) [1], безопасность предстоящих полетов достигается путем заблаговременного снижения уровня риска АП до уровня, определяемого как допустимый (концепция приемлемого уровня безопасности полетов [2]). Достижение уровня риска, соответствующего допустимому, - интерактивный процесс идентификации и количественного оценивания степени влияния как отдельных потенциальных факторов риска АП по компонентам системы «Экипаж-Воздушное судно-Среда» («Э-ВС-Ср») и их совокупности, так и факторов предотвращения АП с последующим синтезом управленческих воздействий, направленных на минимизацию суммарного риска АП, априорной оценкой эффективности этих воздействий, их количественной оптимизацией и практической реализацией с окончательным контролем [3].
Для обеспечения эффективности и целенаправленности управленческих воздействий (принцип направленности управления [3]) требуется достоверное диагностирование «тонких мест» в системе «Э-ВС-Ср» с априорным количественным оцениванием степени влияния наиболее значимых факторов риска АП.
Задача оценивания рисков АП относится к задачам прогнозирования трудноформализуемых процессов или явлений. Получение детерминированной информации по рискам является скорее исключением, чем правилом. Детерминированные и стохастические модели в изучении безопасности объектов повышенного риска в целом играют подчиненную роль и, вероятно, не способны стать базой знаний интеллектуальных систем прогнозирования и управления рисками АП в реальном масштабе времени.
В данной статье сделан акцент на рассмотрение факторов среды. Каждая подгруппа факторов среды оценивается как некоторая подсистема, состояние которой характеризуется вероятностью, с которой может произойти АП под воздействием факторов, входящих в эту подгруппу. Такой подход позволяет применить для оценки искомой вероятности методику, основанную на сочетании методов планирования эксперимента и теории нечетких множеств, которая применяется для оценки технического состояния объектов повышенного риска.
Формализация нечеткой информации в виде лингвистических переменных позволяет обрабатывать и интерпретировать качественную информацию в виде экспертных оценок в количественном виде. Это дает возможность объединить количественные и качественные признаки изменений состояния объекта в рамках единой измерительной шкалы.
Существуют различные подходы к решению задачи. Одним из вариантов может быть использование логико-вероятностной теории безопасности (ЛВТБ) [4]. Эта теория опирается на хорошо разработанный математический аппарат – логико-вероятное исчисление – и с успехом применяется для оценки безопасности различных структурно-сложных систем. Возможный вариант применения ЛВТБ для оценки безопасности полетов по группе факторов «Среда» приведен в [5].
Скачать полную версию статьи: