ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППАРАТА ИНТЕРВАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Рассматривается возможность применения интервального анализа в управлении рисками, а именно: при решении задачи количественного оценивания факторов риска авиационного происшествия (АП) в условиях неопределенности и неоднозначности, при учете связей факторов риска АП, обусловленных изменением внешних условий или характеристик воздушного судна в процессе старения (модернизации).
Концепцией предотвращения авиационных происшествий (ПАП) через управление уровнем безопасности полетов (БП) [1] предусматривается априорное количественное оценивание факторов риска авиационного происшествия (АП) и условной вероятности развития авиационных событий под влиянием этих факторов. Решение проблемы предполагает [2] исключение (минимизацию) случайных составляющих, активизацию теоретических исследований с целью определения главных, промежуточных и непосредственных причин АП, установление наличия или отсутствия способствующих и препятствующих факторов (с количественной оценкой их значимости), распространимости причин и факторов на эксплуатируемые воздушные суда (ВС) и эксплуатирующие и обеспечивающие эксплуатацию органы. При этом предлагается исследовать возможности практического использования основных положений системного анализа, теории случайных процессов, нечетких множеств, нечеткой и парадоксальной логики, причинности, принятия решений, управления, кибернетики, искусственного интеллекта и др. [2, 3].
В основе управления уровнем БП предполагается использование схемы поэтапного многоконтурного управления надежностью функционирования человеко-машинных систем [4]. Такая схема предусматривает:
- три этапа жизненного цикла авиационной системы (проектирование, производство, эксплуатация) и, соответственно, три разновидности испытаний;
- отбор и подготовку персонала с соответствующим контролем его профессионального уровня на этапе эксплуатации ВС.
Под персоналом здесь и далее понимается как летный, так и наземный состав, задействованный в подготовке, выполнении и обеспечении полетов.
Скачать полную версию статьи: