АПРИОРНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛЕТЧИКА НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ПОЛЕТАМ
Предложен подход к априорному оцениванию профессиональной надежности летного состава с помощью синтезируемых показателей психофизиологического напряжения (ПНФ) и совокупности определяющих его психофизиологических параметров в процессе тренажной подготовки и на этапе контроля готовности к самостоятельным полетам. Приведен вариант формализованной оценки уровня ПНФ летчика при выполнении упражнений на комплексном авиационном тренажере.
Проблема обеспечения безопасности полетов была и остается актуальной на всех этапах развития авиации, о чем свидетельствует высокий и относительно стабильный уровень аварийности в мире за последние годы. Досадным исключением для гражданской авиации СНГ является 2006 год, когда произошло резкое увеличение количества авиационных происшествий (АП) - 33, причем более 50% из них – КАТАСТРОФЫ – 17! [1].
Установлено, что доля происшествий, имеющих одним из факторов ошибку экипажа, составляет 60 - 80% [2 - 4]. Поэтому очевидно, что количество ошибочных действий экипажа является одним из наиболее значимых показателей при оценке безопасности и эффективности функционирования авиационно-транспортной системы (АТС), поскольку именно летчик остается наиболее уязвимым звеном, на характере действий которого отражаются любые отклонения и несовершенства в функционировании всех компонентов АТС [4, 5, 6]. Именно на летчика возлагаются действия по компенсации (устранению) этих отклонений, по нейтрализации (уклонению) влияния всех неблагоприятных факторов полета.
Факты свидетельствуют, что наивысший уровень безопасности полетов (БП) в отечественной авиации приходится на период с середины 70-х до середины 80-х годов прошлого века [4, 5]. Это было обусловлено, очевидно, тем, что проблема БП находилась в центре внимания руководства страны, признавалась проблемой государственного масштаба, поэтому имела серьезную материальную поддержку.
За последние 15 - 20 лет имевшие место реорганизация и сокращения в авиации, особенно в военной, привели не только к снижению общего налета у летчиков, но и к существенному уменьшению среднестатистического налета на одно АП [4, 8].
Произошедшее снижение среднего налета до критических величин (30 - 35% минимально необходимого [8]) привело к потере летных навыков и умений, нивелированию тренирующего эффекта реальных полетов и, как следствие, к снижению профессиональной надежности членов летных экипажей. Этот вывод подтверждают результаты анализа авиационных инцидентов в 2001 - 2003 гг. (табл. 1).
Скачать полную версию статьи: