Общие подходы к идентификации и оценке риска авиационного происшествия по группе факторов «Среда»
По статистике воздействия внешних условий (среды) являются причиной 13 – 20% авиационных происшествий (АП) [1]. Если под средой понимать совокупность всех компонентов сложной динамической системы «Экипаж - Воздушное судно - Среда» (Э-ВС-Ср), которые не могут быть отнесены к экипажу или воздушному судну, эта доля существенно возрастет. Неудовлетворительное состояние аэродрома, недостатки нормативных документов, эксплуатационных процедур и программ обучения, сложные метеоусловия, сбои в системах управления воздушным движением в той или иной степени являются сопутствующими факторами большинства АП.
Классификация факторов среды возможна по различным признакам: физической природе, характеру влияния на ВС и экипаж, этапам полета, интенсивности воздействия, дискретности, взаимозависимости и т. д. Ввиду сложности охвата факторов среды для полета в целом целесообразно конкретизировать задачу и рассмотреть основные факторы, характерные для одного из этапов.
Будем рассматривать факторы, характерные для этапа захода на посадку и посадки, на который приходится 55% всех АП [2]. Для факторов рассматриваемого этапа на основе объединения подходов ИКАО [3] и отечественной практики [4] можно предложить классификацию, представленную на рис. 1.
Очевидно, что показатели влияния среды должны соответствовать выбранной общей модели расчета прогнозируемого уровня безопасности предстоящего полета (или риска АП) и быть количественно оцениваемыми. При этом для любого метода учета факторов среды важнейшими являются следующие [5] принципы:
- системность охвата факторов;
- реализуемость;
- применимость;
- достоверность оценки и прогноза;
- доступность исходной информации;
- расширяемость массива учитываемых (прогнозируемых) факторов;
- корректируемость алгоритмов и расширяемость базы данных.
Скачать полную версию статьи: