НОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕТА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ
Расширение возможностей применения летательных аппаратов (ЛА) приводит к необходимости использования режимов полета при ручном и автоматическом управлении, близких предельным, что оказывает существенное влияние на безопасность полета (БП).
Это потребует детального изучения всех аспектов безопасного полета с целью формирования четких, ясных представлений о предмете изучения и выработке на этой основе действенной системы мероприятий по обеспечению БП при подготовке к проведению полетов, оценке фактического уровня БП на этапе анализа полетных данных, нормирования показателей БП. Для этой цели целесообразно использовать методы структурно-логического анализа [1] процесса обеспечения БП при управлении ЛА.
Оправдавшая себя на практике оценка уровня БП при ручном и автоматическом управлении с использованием комплексных систем управления предполагает использование качественной оценки особой ситуации [2]. При этом под особой ситуацией подразумевается:
- усложнение условий полета, характеризуемое необходимостью повышения внимания и не связанное с необходимостью выполнения летчиком значительных дополнительных управляющих действий по восстановлению исходного режима полета;
- сложная ситуация, которая требует своевременных и правильных действий для предотвращения потери самолета;
- аварийная ситуация, при которой вероятна потеря самолета, а ее предотвращение требует быстрого принятия мер и значительных нагрузок;
- катастрофическая ситуация, в которой даже при своевременном ее распознавании предотвращение потери самолета и экипажа маловероятно.
Практическое использование приведенной классификации для оценки ранга особой ситуации основывается на качественной оценке и поэтому носит субъективный и «размытый» характер. Для повышения точности оценки необходимо использовать ее количественные показатели.
Скачать полную версию статьи: