ПИЛОТОВ ПОЛВЕКА УЧИЛИ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО
Фото: leaviators.com
Виталий Деревянко, руководитель группы CRM авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии».
ПОДГОТОВКА АВИАПЕРСОНАЛА ПО ПРОГРАММЕ CRM (УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ ЭКИПАЖА) В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Существует устойчивое убеждение, что «человеческому фактору у нас не учат». Но это неверно. Как пилот с тридцатилетним стажем смею заверить, что ни один участник «инцидентов, связанных с человеческим фактором» такого обучения не избежал. Причина, почему оно ему не помогло, не только в степени эффективности учебной программы, но и в отсутствии навыков, гарантирующих применение, развиваемых при обучении, а также качества нашей авиационно-транспортной системы. Сказывается и низкий ныне престиж авиационных профессий, формируемый в том числе и скупыми на похвалы средствами массовой информации...
Проблема человеческого фактора в авиации стала очевидной с первых дней ее существования. Во время Первой мировой войны большинство пилотов погибали не из-за авиатехники или действий неприятеля, а не справившись с пилотированием. Тогда профессиональную надежность пытались обеспечить с помощью отбора, дисциплинарной практики и теоретической подготовки летного состава, в том числе и человеческого фактора.
Нам, безусловно, принадлежит приоритет в исследовании проблем человеческого фактора, во всем мире широко известны работы академика В. Пономаренко, В. Козлова, Ю. Стрелкова, Н. Заваловой, Б. Ломова. Но у нас пока нет действенной системы профессиональной подготовки персонала современного уровня, направленной на практический результат. Применяемые сегодня программы:
Академии ГА «CRM России. Тренинг сильного командира»;
«Управление интеллектуальными ресурсами экипажа», авиакомпании «Волга-Днепр»;
CRM авиакомпании «Сибирь» и
CRM ОАО «Аэрофлот»
страдают отсутствием системности, квалификационного стандарта и практичности. Остальные курсы, пожалуй, чисто теоретические. Переход на современный уровень подготовки авиаперсонала по программам CRM и ЧФ потребует времени и ресурсов. Без объединения усилий проблему решить невозможно. Старые стереотипы преодолеть сложнее, чем сформировать новые.
В «Аэрофлоте» мы это испытали на себе, когда полтора года назад опубликовали в «Руководстве по производству полетов (РПП)» современные принципы политики авиакомпании в области CRM и ЧФ, подготовили с помощью британских специалистов группу тренеров-инструкторов CRM по стандарту, разработали программу подготовки и начали трехэтапный переходный процесс.
Сегодня, когда проведено более 150 семинаров, подготовлено по новой программе около тысячи летных специалистов, накоплен практический опыт, мы готовы к переходу на следующий уровень и приступили к подготовке собственных инструкторов.
На организованном летной службой авиакомпании «Сибирь» 21 мая с. г. «круглом столе» по проблемам подготовки авиаперсонала по CRM и ЧФ, в котором, кроме «Аэрофлота» и «Сибири», участвовали «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и «Трансаэро», мы пришли к единому мнению о необходимости продолжения сотрудничества и разработки федерального стандарта программ подготовки авиаперсонала по CRM и ЧФ. Аналогичная работа начата на прошедшем в столице Казахстана в апреле заседании Координационного совета при МАК по подготовке авиационных специалистов. А в конце октября «Аэрофлот» по инициативе профессора Валерия Козлова проведет двухдневную конференцию по вопросам внедрения учения о человеческом факторе. Регистрация открыта на корпоративном сайте авиакомпании: Aeroflot.ru и на неформальном Форуме CRM Pilotinfo.ru.
Самое важное – понять, что принцип «приказать и запретить» в авиации оборачивается только негативными последствиями, а понятие «сильный командир» – уже прошлое. В век информации проблемы человеческого фактора следует решать на современном уровне, с учетом международного опыта, системно и профессионально.
От федеральных властей мы ждем, во-первых, утверждения единой федеральной программы подготовки авиаперсонала в области CRM и ЧФ, соответствующей современным международным стандартам, обязательной для продления/выдачи свидетельства эксплуатанта, обеспеченной механизмом государственного контроля качества. Во-вторых, легализации персонала CRM, внесения соответствующих должностей в «Квалификационный справочник...» и введения федерального реестра инструкторов-экзаменаторов CRM. В-третьих, организации открытого обмена информацией, программами, методиками подготовки по CRM и ЧФ, вплоть до запрета на корпоративную интеллектуальную собственность. Безопасность – задача общенациональная.