Восстания машин не будет! Человеческий фактор лишает технику такого шанса
фото: lenta.ru
Цепь не прочнее слабого звена, а в контуре управления воздушным судном самым слабым звеном всегда был человек. Несмотря на то, что человеческий мозг мощнее самого современного компьютера, человеку свойственно ошибаться, и на человеческий фактор из года в год списывается три четверти всех авиационных происшествий (АП). Как не велик прогресс в оснащении пилотской кабины и воздушного судна всякими техническими чудесами и новинками, облегчающими труд пилота, все равно на протяжении десятилетий доля человеческого фактора не уменьшается, застыв на отметке 75 процентов. В чем тут дело? Насколько велика истинная доля вины человека в произошедшей ошибке? Как снизить эти роковые 75 процентов? На эту тему размышляет доктор медицинских наук, профессор Валерий Козлов.
Как известно, в соответствии с законодательством целью расследования авиационного происшествия является установление его причин, а не поиск виновных в нем. Тем не менее, по сложившейся у нас практике, поиски виновных зачастую ставятся в один ряд с расследованием причин. Более того, сплошь и рядом причины до конца не выяснены, а виновные уже «назначены» решением высокой комиссии, и эта система поощряется на самом высоком уровне. Мы часто становимся свидетелями того, что комиссия по расследованию происшествия еще не закончила работу, а министр или губернатор уже выступают перед общественностью с громкими заявлениями о его причинах. Но даже, если в выводах комиссии записано, что наиболее вероятной причиной происшествия явилась ошибка пилота, такой вывод нельзя считать последней точкой в расследовании. Оно может считаться законченным только тогда, когда мы выясним, почему ошибся пилот, какие факторы, внешние и внутренние, заставили его ошибиться, то есть установить первоначальную, глубинную причину сбоя его надежности как звена в контуре управления воздушным судном.
Сейчас мы пришли к пониманию, что, кроме обучения пилота технике самолетовождения, нужна еще и подготовка в области человеческого фактора. Существует много его определений, но, на наш взгляд, наиболее правильное определение человеческому фактору можно дать через обеспечение профессиональной надежности пилота. Потенциал надежности пилота объединяет четыре составляющих: 1) состояние потребностно-мотивированной сферы; 2) уровень подготовленности (обучение, тренированность), в том числе в сложных ситуациях; 3) состояние профессиональной работоспособности и функциональных резервов; 4) уровень развития профессионально важных качеств.
Вот на этих четырех определениях раскрывается роль человеческого фактора. Эти качества у всех пилотов разнятся. На одного можно положиться в любой ситуации, и он задание выполнит. У другого могут быть периоды спада, и нужно знать, когда он надежен, а когда не очень.
Если говорить о технической подготовке пилота, то она в нашей классификации имеет место только во втором факторе. Но именно ей отводится практически все время обучения и переподготовки пилотов. Остальные три фактора надежности формируются авиационной психологией и обучением в области человеческого фактора.
Наиболее убедительной иллюстрацией этому может послужить катастрофа Ту-154 под Ивановом в 1993 году. Тогда весь экипаж говорил командиру, что нужно уйти на второй круг, но он вопреки здравому смыслу решил приземлиться с первого захода. Что, у него не хватало знания техники или профессионализма? Нет, все это имелось, но у него было явное отклонение в мотивационной сфере.
Ещё пример - демонстрационные полеты, которые заканчиваются аварией. Пилот нередко настолько увлечен зрелищностью полета, что забывает об опасности. Бывает, что ситуация в полете складывается так, что требует изменения плана полета, так как иначе из нее самолет не вытащить. Но нет, пилот наперекор логике настроен до конца выполнить программу, до конца провести рейс, что и приводит к гибели.
Тут не просто ошибка пилота, а недоработка авиационного психолога и врача, которые должны научить человека, что такое мотивация, как она регулируется, как влияет на поведение человека и что нужно сделать, чтобы он научился собой управлять. Иначе возможен сбой в потребностно-мотивированной сфере.
Не зря прославленный советский летчик Михаил Громов учил, что для того, чтобы летать надежно, нужно уметь управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой. Если человек не понимает, как он принимает решения, не может управлять собой, не может наладить взаимодействие в экипаже, никакая техническая подготовка ему не поможет. Обучение в области человеческого фактора формирует совсем другой менталитет и другую психологию поведения в особых случаях.
Важен и фактор профессиональной работоспособности. Был случай, когда экипаж вместо того, чтобы отдохнуть после тренажерной подготовки, пробегал весь день по магазинам, измотался, устал и в таком состоянии отправился в полет. Через два часа самолет попадает в сложнейшую ситуацию, требующую полной отдачи всех физических и моральных сил, которые после гонки по магазинам не восстановились. Из самописцев было видно, что экипаж все время отставал от ситуации, вовремя не реагировал, и полет закончился трагедией.
Кто виноват? Прежде всего тот, кто не организовал и не обеспечил полноценный отдых экипажа.
Состояние профессиональной работоспособности - это опять сфера авиационной психологии, подготовки в области человеческого фактора. И здесь нет мелочей. Работая над этой проблемой, мы выделили пятьдесят факторов, связанных с личностью пилота. Параметры функционирования физиологических систем человека постоянно меняются, в зависимости от условий они могут давать сбои, и пилот должен об этом знать. Он должен знать, какие отклонения в этих параметрах могут привести к ошибкам в его профессиональной деятельности. При этом надо учитывать, что традиционные меры медицинского контроля частоты пульса, давления и т.п. при развитии утомления могут оказаться неэффективными, так как утомление происходит на клеточном уровне в коре головного мозга.
Сегодня от пилота требуются три профессионально важные качества, определяющие его надежность: нравственность, интеллект и эрудиция. Все остальные качества: психомоторная реакция, память, стрессоустойчивость и т.п. - вторичны. Если человек нравственен, он не пойдет на нарушение закона. Если соображает голова, он будет действовать так, как требует обстановка, не пойдет на авантюру, эрудиция нужна, чтобы человек постоянно развивался и рос как личность.
Фото: Взлет, 2006.
Умение управлять собой особенно важно для тех, кто переучивается на современные высокоавтоматизированные самолеты. Человек должен измениться на уровне своего сознания. При двух членах экипажа в пилотской кабине пилотирующий летчик ведет самолет, второй контролирует его действия. Возникающие проблемы совместно обсуждаются. Монотонно ревут двигатели, за окном одни и те же облака, самолет ведет автоматика, нагрузки — никакой, совсем недолго расслабиться и потерять контроль за ситуацией, которая может измениться в доли секунды. Можно даже сказать, что пилот в полете осуществляет управление не самолетом, а своим состоянием. Поэтому в плане профилактики авиационных происшествий так важна подготовка пилота в области авиационной психологии, человеческого фактора и управления ресурсами кабины - CRM. Учение о человеческом факторе - это наука о людях в той обстановке, в которой они взаимодействуют с машиной. Наука, обеспечивающая надежность функционирования воздушного судна, опирающаяся на десятки других наук. Это винтик в тонкой настройке управления системой «человек-машина». В основе этой науки - психофизиологические возможности и ограничения человека, которые нужно учитывать и при создании воздушного судна, и при организации производства.
Термин «человеческий фактор» появился еще в 30-х годах прошлого века, дабы показать, что причины ошибок могут скрываться не в личности человека, а в тех недостатках, которые заложены в воздушном судне (не учтены ограничения возможностей человека) и среде, включая документальную базу. Другими словами, в создании условий, в которых человек может ошибиться.
Когда происходит трагическая ошибка, пилот остается один на один с собой. И никто не пытается оправдать его или взять вину на себя. Вот совсем недавно произошел ряд серьезных авиационных происшествий, но никто не уволен и никто не подал рапорт об увольнении. Значит, виноваты пилоты, все остальные правы.
В таком подходе кроется непонимание человеческого фактора. Но если задуматься, логично предположить: если физически здоровый, хорошо подготовленный пилот совершил ошибку, то за него должна отвечать система. Конец расследования -это не констатация факта ошибки пилота - это не конец, а только начало настоящего расследования, для участия в котором нужны не только специалисты по расшифровке записей бортовых самописцев, а именно рас-следователи-аналитики.
Если человек, особенно высокого ранга, не понимает, что любое происшествие в авиации — это результат сбоев в авиатранспортной системе, он сам является опасным фактором этой системы. Пилот мог ошибиться, являясь фактически заложником ошибок в эргономике воздушного судна, двусмысленно составленной документации, недостатков в обучении, в организации отдыха и т.п. Надо раскрывать главные, системные причины происшествия, которые привели к ошибке пилота. Пилот, как любой человек, имеет право на ошибку, но авиатранспортная система должна быть устроена таким образом, чтобы он этим правом никогда не смог воспользоваться.