Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: Авиапсихология ::

Проблемы профессиональной подготовки летного состава после окончания училища на самолеты иностранного производства, Тульский С.Г.

Тезисы докладов научно-практической конференции Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево


    Проблемы профессиональной подготовки летного состава после окончания училища на самолеты иностранного производства

    Тульский С.Г., заместитель генерального директора по ОЛР -директор летного комплекса ОАО «Аэрофлот»

   

    фото: Взлет 2007

    Профессиональная подготовка пилотов относится к числу тех компонентов авиационной системы, где скрывается большое количество опасных факторов, своевременное выявление которых составляет суть управления безопасностью полетов через совершенствование процесса обучения. В современных условиях данная задача становится особенно актуальной. Дело в том, что наметившийся в отрасли подъем из - за отсутствия соответствующих государственных программ характеризуется постоянным увеличением рисков.

    Интенсивное развитие мировой гражданской авиации с постоянным увеличением объема пассажирских и грузовых перевозок (до 12% в год) сопровождается расширением существующих авиакомпаний и возникновением новых, развивающихся динамично. Это, в свою очередь, закономерно ведет к возрастанию потребности в высококвалифицированных летных кадрах.

    При общей численности около 10 ООО пилотов в РФ наблюдается естественный отток кадров (4-5% в год, что соответствует 400 пилотам) за счет списания с летной работы по возрасту, по состоянию здоровья и, что самое негативное, уход в иностранные авиакомпании. Ситуация усугубляется тем, что все высшие и средние летные учебные заведения России выпускают не более 200-250 пилотов в год. Следовательно, годовой мощности всех летных учебных заведений в РФ не достаточно для удовлетворения потребности даже одной авиакомпании ОАО «Аэрофлот», где ежегодная потребность составляет до 200 пилотов.

    Значительно упал престиж профессии пилотов. При этом требования к кандидатам на обучение не только не снизились, но даже несколько возросли. Прежде всего, это наблюдается из-за усложнения авиационной техники (появилось новое поколение компьютеризированных самолетов), интенсивности профессиональной деятельности, сокращения времени принятия решения и изменения динамики полёта.

    Кадровый «голод» во всех авиационных сферах деятельности говорит о необходимости принятия, как разумных оперативных решений, так и решений долгосрочного, стратегического характера.

    Помимо количественных потерь (снижение числа абитуриентов в авиационных учебных заведениях), есть и качественные, которые являются основным недостатком подготовки летного состава в высших и средних учебных заведениях ГА РФ.

    К ним можно отнести:

    утрату прежней школы подготовки пилотов и существующий низкий уровень квалификации преподавательского и инструкторского состава, не отвечающий современным требованиям;

    необоснованно большой объём теоретической подготовки по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, которые занимают значительное место в ущерб специальным летным дисциплинам. Так, например, при одинаковом квалификационном уровне, объем теоретической подготовки для получения свидетельства пилота коммерческой авиации составляет:

    - в Ульяновском высшем летном училище составляет - 8850 часов;

    - в Сасовском среднем летном училище составляет - 2866часов.

    - в ведущих европейских школах - около 1000 часов.

    Объем летной подготовки коммерческого пилота в России достигает примерно половины от международного стандарта (в соответствии с требованиями ИКАО). В результате слушатели не имеют опыта полетов на многодвигательном самолете (по причине его отсутствия в некоторых летных училищах), не отрабатывают действия при полете на несимметричной тяге, сбое в функционировании систем или при возникновении нештатной ситуации. Это приводит к отсутствию у пилотов навыков правильного взаимодействия и установления межличностных отношений (CRM), исключает умелое применение принципов управления в аварийной ситуации, ведения обмена информацией и т.д.

    Второй серьезный недостаток связан с тем, что учебный процесс подготовки пилотов не обеспечен в должной мере современными программами и тренажёрами. Этот недостаток проявляется, как в отсутствии всего спектра необходимых тренажеров, так и в качестве решаемых на них задач. Имеющиеся в летных учебных заведениях комплексные и процедурные тренажёры физически и морально устарели и не соответствуют современным квалификационным требованиям. По мере оснащения учебных заведений новыми тренажёрами появится возможность значительно снизить налет на самолете при одновременном увеличении налета на имитаторе.

    В контексте рассматриваемого вопроса, необходимо заметить, что стандартами ИКАО предусмотрена «Программа лётной подготовки для получения свидетельства пилота турбореактивного многодвигательного самолёта с экипажем, состоящим из двух пилотов» (Multi-crew Pilot License—MPL). Квалификационные требования к кандидатам на получение свидетельства MPL были приняты в ИКАО с 23 ноября 2006 года, где объём теоретической подготовки (около 1000 час) осуществляется по трем основным направлениям:

    - CRM;

    - аэродинамика и динамика полета;

    - летная эксплуатация воздушного судна.

    По этим требованиям в мире уже сейчас проводится первоначальная подготовка пилотов на самолётах типа В-737 и А-320, с минимальной продолжительностью летной тренировки на самолете (60 часов) и тренажере (180 часов), всего - 240 часов.

    Важно отметить, что первоначальная подготовка осуществляется на современных самолетах для первоначального обучения, где информационное обеспечение пилотов строится на принципе «стеклянной кабины». Это позволяет на раннем этапе адаптировать пилота к кабине современного самолета в составе двухчленного экипажа.

    Основная часть подготовки будущего пилота должна включать овладение им знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения функций второго пилота современного многодвигательного турбореактивного самолета гражданской авиации. В тоже время, какой бы тип двух двигательного самолета для первоначальной подготовки не был бы выбран, обязательным условием остаётся его оснащение современным пилотажно-навигационным оборудованием в соответствии с последними требованиями ИКАО, авиационных властей России и Европейского союза.

    Пилоты, выполняющие полеты на таких самолетах, должны иметь теоретические знания, как у линейного пилота авиакомпании, иметь допуск к полетам по приборам, навыки полетов на большие расстояния, на больших высотах и в любых погодных условиях.

    Не следует забывать и требования ИКАО в части владения английским языком. С марта 2008 года все пилоты гражданской авиации должны владеть данным языком на уровне не ниже 4-го по шкале ИКАО. Подобная подготовка в среднем техническом летном училище за 2 года 9 месяцев в настоящее время не возможна из-за отсутствия учебной базы и преподавателей с таким уровнем квалификации.

    Исходя из вышесказанного, подготовка пилотов со свидетельством MPL должна проводиться в высших летных учебных заведениях гражданский авиации, например, в Санкт-Петербургском государственном университете ГА или Ульяновском высшем авиационном училище ГА.

    Существующие в России формы подготовки профессиональных пилотов со средним профессиональным образованием (Згода) и высшим профессиональным образованием (5 лет) не позволяют оперативно решить задачу с нехваткой квалифицированного летного состава.

    Однако, по международным стандартам при определении квалификации пилота, вообще, не учитывается наличие высшего образования. Введение данного стандарта в нашей стране позволило бы создать дополнительный приток пилотов.

    Таким образом, к проблемам профессиональной подготовки летного состава относятся:

    - отсутствие современных средств обучения и недостаточная квалификация преподавателей;

    - отсутствие современных самолетов для обучения;

    - отсутствие современных программ подготовки;

    - недостаточный объем практической подготовки;

    - не соответствие объема теоретической подготовки современным требованиям;

    - отсутствие института инструкторов и профессорско-преподавательского состава.

    Рекомендации:

    1. Совместно с Российскими эксплуатантами обратиться в государственные структуры для ускорения принятия решения по изменению стандартов и средств обучения, а также по вопросу отсрочки от службы в Вооруженных силах РФ.

    2. С целью успешной интеграции в производство выпускников летных училищ (пилотам) требуется ввести программу ELT (Entry Level Training), позволяющую ознакомиться с работой газотурбинных двигателей, научиться распределению внимания в двухчленном составе экипажа и оценивать профессиональную пригодность на раннем этапе подготовки.

    3.Восстановить (или создать новые) авиационные институты с должным

    уровнем финансирования для разработки общих проблем гражданской авиации. В частности, необходимо иметь институт подготовки инструкторского преподавательского состава.

    4.Восстановить управление учебными заведениями гражданской авиации. 5.Разработать модели привлечения негосударственных средств для оказания финансовой помощи летным учебным заведениям.



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий