ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
ИЗ НАУЧНЫХ ОТЧЕТОВ ГНИИЦПК ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА
(ОТДЕЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 4-ГО УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА И УМЕНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
для анализа «человеческого фактора» при расследовании авиационных инцидентов
и их профилактики
Фото: www.g-forceinternational.com
Основные условия, при которых возникают ошибки:
1. Поступление сигналов со слабым привлекающим эффектом.
2. Неполная и затрудненная для определения информация.
3. Интерференция навыков (возникновение внутреннего конфликта в сравнении с опытом ранее выполняемых навыков).
4. Восприятие информации, не относящейся к выполнению профессиональной деятельности.
5. Принятие решений, требующих напряжения памяти.
6. Выполнение совмещенных действий в условиях доминирования одной из задач.
Фазы психологической готовности:
- приспособительно-защитные реакции по типу ориентировочно-исследовательского рефлекса («что-то случилось»);
- сложные интеллектуальные действия (мыслительные процессы);
- формирование новой стратегии поведения, перераспределение внимания между контролем ситуации и поиском решения.
Психофизиологическая и психическая устойчивость.
- специфическая подготовленность к действиям в нестандартных условиях;
- способность к оперативному мышлению, срочной актуализации знаний и принятию решения;
- наличие повышенной мотивации и установки на благополучный исход;
- чувство долга.
Автоматизированный сенсомоторный навык.
Необходим автоматизированный сенсомоторный навык. Его формируют многократные повторения действий – действия утрачивают сознательную целенаправленность, происходит автоматизация навыка (сенсомоторные акты).
Аварийная ситуация - интеллектуальная деятельность - построение плана действий (торможение осмысления нестандартных ситуаций, блокирование стереотипа действий) - ошибка.
! Заученные сенсомоторные акты могут сыграть роль только после завершения интеллектуальных процессов:
1. Выявление проблемы. Реакция «прямого замыкания» (актуализация ранее известного способа действий).
2. Решение проблемы. Выбор оптимального режима в дефиците времени и выполнение совмещенных действий (необходима предварительная разработка навыков для информационного поиска в условиях информационной неопределенности).
3. Проверка решения. Быстрая оценка альтернатив выбора релевантных (существенных) признаков ситуации.
! Знание инструкций и сенсомоторная активация не являются достаточными для решения в аварийных ситуациях, необходима скорость принятия интеллектуальных решений.
Активность личности определяет «буфер» эмоционального состояния, нервно-эмоциональную напряженность характеризует психофизиологическая «цена».
Активность личности в аварийной ситуации:
- реакция на психогенный раздражитель;
- целенаправленность ориентировочной реакции;
- сохранность психического образа жизни, регулирующего дальнейшее поведение.
«Разумная бдительность»: не напряженное ожидание отказа, а готовность к его устранению.
Состояние готовности: 1) уверенность в благополучном исходе; 2) уверенность в себе; 3) знание, что надо делать.
«Внутреннее подкрепление»: осознание возможности преодоления ситуации и уверенность в себе.
Личные качества, необходимые для правильного поведения в аварийных-экстремальных ситуациях:
- Профессиональный интеллект.
- Скорость оценки альтернатив выбора, неосознанный выбор значимых сигналов.
- Отсутствие чрезмерной автоматизации навыков.
- Быстрое осознание ситуации и ее «предвосхищение» (акцептор результат действия).
Эвристические (находчивость) и интуитивные процессы оперативного мышления (акцептор результата действия):
- регулирование избирательной направленности мышления за счет формирования гипотез, дополнения их предположительной информацией;
- быстрое и целостное восприятие ситуации;
- гибкость и приспособляемость нервных процессов к меняющимся условиям.
! Основные три интеллектуальных качества, требуемых в экстремальной/аварийной ситуации: предвосхищение, оперативное мышление и интуиция.
Базисные основы поведения в экстремальной ситуации:
1. Способность принять на себя ответственность.
2. Оперативная устойчивость – способность к эмоциональной изоляции, абстрагированию при выполнении целевой задачи.
3. Готовность к действию при неожиданном изменении ситуации.
4. Знание своих возможностей в условиях реального стресса.
5. Уверенность в себе.
6. Способность пойти на риск.
7. Осознание необходимости своей активной позиции в любой ситуации.
8. Способность к самоконтролю.
9. Волевые качества (самообладание, целеустремленность, инициативность, настойчивость, решительность).
Кратко: автономность действий, риск, новизна, повышенная ответственность.
Психологическая подготовка на тренингах:
1. Умение распределить внимание.
2. Выбор стратегии решения задач.
3. Формирование навыка самоанализа.
4. Постановка самоконтроля и саморегуляции действий.
5. Отработка активного поведения, включая волевой компонент.
6. Формирование мотивации в поведении.
7. Повышение функциональных резервов организма (в том числе психического потенциала).
Требуется напряжение функций внимания, памяти и мышления.
Причины ошибочных действий:
- Недостаточная профессиональная подготовка (неустойчивость навыка);
- Несоответствие проектируемой деятельности реальным условиям.
- Недостаточная организация деятельности (управление, планирование, информационная перегрузка).
- Технические и эргономические ограничения и недоработки оборудования.
- Психофизиологические качества (память, внимание, мышление).
- Утомление, эмоциональное напряжение, алкоголь, действие фармакологических препаратов.
Подготовила О.Ю. Колесниченко