Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
05-07-2008 Новая книга: ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЙ
ФЛОТ: ДОБЛЕСТЬ И МУЖЕСТВО. Часть 4. Научная фантастика


03-02-2008 Предвыборный маршрут: Москва-Калининград-Му
рманск

    

00-10-2008 О ПОКАЗАТЕЛЯХ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В АВИАКОМПАНИИ
    

20-07-2007 ПРОФЕССИЯ – ЛЕТЧИК
    

22-12-2007 Будущим призывникам: фоторепортаж с Учений "Индра-2007",
Часть 6

    


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

11-2008 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ КОРПОРАТИВНОГО РУКОВОДСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ, д. т. н., проф. А. Г. Гузий, А. М. Лушкин (ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО»), журнал «Проблемы безопасности полетов»

    В целях создания в авиакомпании (АК) эффективной системы управления безопасностью полетов (СУБП) и обеспечения ее надежной основы необходима соответствующая документация, устанавливающая взаимосвязь между управлением безопасностью полетов (БП) и другими функциями АК. Необходим механизм интегрирования мер по управлению БП с указанными функциями, а также характер связи этих мер с политикой АК в области обеспечения БП. Основной документ, согласно требованиям ИКАО, оформляется эксплуатантом в виде корпоративного Руководства по управлению безопасностью полетов (РУБП) и согласовывается с авиационными властями государства.

   

    Требования к РУБП эксплуатанта воздушных судов

    РУБП АК является основным документом эксплуатанта воздушных судов (ВС), с помощью которого до всего персонала доводится подход авиакомпании к проблеме управления безопасностью полетов. Поэтому в нем должны освещаться все аспекты корпоративной СУБП, все предусматриваемые в АК процедуры по обеспечению БП, права и обязанности должностных лиц в области БП.

    РУБП АК должно содержать инструктивные указания, необходимые для объединения всей деятельности авиакомпании в области БП в интегрированную систему БП, охватывающую общие компоненты внедренных и разрабатываемых систем: СУБП, системы менеджмента качества (СМК), системы добровольных сообщений (СДС), системы управления надежностью, системы управления рисками, системы технического обслуживания, системы контроля и оценки показателей БП, системы менеджмента знаний, системы подбора и подготовки кадров, системы документации по безопасности полетов и др.

    На РУБП АК распространяются общие требования к документам в области БП, поэтому оно должно быть:

    - доступным для пользователей;

    - удобочитаемым;

    - опознаваемым (иметь задокументированную принадлежность к АК, даты введения в действие и ревизий);

    - структурированным;

    - совершенствующимся (допускающим уточнения, дополнения, исправления установленным в АК порядком).

    Обязательному рассмотрению и включению в РУБП АК подлежат вопросы:

    Политика авиакомпании в области БП.

    Стратегия управления безопасностью полетов в АК.

    Организационная структура АК в области БП.

    Ответственность должностных лиц авиакомпании за БП.

    Построение СУБП АК.

    Оценивание уровня БП.

    Идентификация опасности.

    Контроль за показателями БП.

    Управление риском авиационного происшествия (АП).

    Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки.

    Информационное обеспечение БП в АК.

    Подготовка персонала в области БП.

    В РУБП АК должно отражаться текущее состояние корпоративной СУБП. Любые изменения в СУБП потребуют внесения соответствующих обновлений в РУБП АК. Поэтому целесообразно информацию, отражающую плановые или вероятные изменения в совершенствующейся корпоративной СУБП, помещать в приложениях, а регулярно меняющуюся информацию (к примеру, должности и фамилии исполнителей конкретных обязанностей в области БП) – в добавлениях.

   

    Планирование работы над РУБП АК

    Изданное в 1984 году Руководство ИКАО по предотвращению авиационных происшествий (действовало до РУБП-2006 и продолжает действовать, не будучи отмененным) указывало на «Необходимость проведения программ по предотвращению авиационных происшествий, дополняющих традиционные нормативные мероприятия в области безопасности полетов» (п. 1.3.8.) [8]. Государственная Программа предотвращения АП в РФ разработана не была, хотя в 1999 г. были изданы Методические рекомендации по разработке Программы по предотвращению авиационных происшествий в гражданской авиации [9]. Ведущие авиакомпании разработали корпоративные Программы по предотвращению АП. В некоторых АК разработано Руководство по предотвращению АП. Именно эти Программы (Руководства) могут стать базой РУБП АК, поэтому содержание Программы (Руководства) по предотвращению АП и ее структуру следует максимально использовать при планировании работы над требуемым документом.

    Планирование производится на основе и с учетом:

    - принятой в АК Стратегии управления БП и предотвращения АП [2];

    - принятой и продекларированной Политики АК в области БП и предотвращения АП;

    - ранее разработанных и внедренных в АК Руководства по предотвращению АП, Программ, Положений, инструкций, методик в области БП, аппаратного и программного обеспечения процедур управления уровнем БП;

    - наличия и уровня подготовки специалистов в области БП;

    - наличия в АК корпоративной системы обучения персонала.

    Этапы планирования:

    1. Формирование рабочей группы, определение прав и обязанностей ее членов.

    2. Тематический поиск:

    - подготовка исходной информации о СУБП АК, заказ и приобретение нормативных документов, инструктивных материалов, аналогов (см. примерный перечень исходных материалов по разработке и внедрению СУБП в АК);

    - участие в конференциях, семинарах, совещаниях по проблеме управления БП;

    - анализ достаточности методического и инструктивного материала для подготовки РУБП АК силами и средствами АК.

    3. Изучение с исполнителями требований и рекомендаций ИКАО, стандартов IOSA, Государственной Программы обеспечения БП.

    4. Разработка структуры (плана-рубрикатора) РУБП с определением разделов (глав) и выделением резерва для расширения содержания.

    План-рубрикатор – перечень связанных внутренней логикой, но разнесенных в пространстве (оформляются на отдельных листах или карточках) составных частей будущего РУБП АК.

    5. Разработка план-проспекта РУБП, формулирование включаемых в разделы (главы) РУБП вопросов, определение объема, утверждение перечня исходных нормативных документов, источников исходной информации (выбор аналога РУБП), выделение резерва по разделам (главам).

    План-проспект – реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым будет систематизироваться собранный фактический материал. Систематическим включением в план-проспект выявляемых в процессе работы новых данных, вопросов, положений формируется окончательная структурно-факторологическая схема РУБП АК.

    На этом же этапе идет формирование перечня планируемых приложений и их структуры в составе РУБП АК.

    6. Сверка предусмотренных для разработки вопросов на соответствие их формулировок, содержания и полноты охвата рекомендациям РУБП ИКАО.

    7. Разработка календарного плана выполнения работ по этапам, персональное распределение членов рабочей группы по направлениям (по отдельным вопросам) в соответствии с план-проспектом, назначение ответственных исполнителей и консультантов.

    8. Уточнение состава рабочей группы, дополнительное привлечение специалистов (по мере необходимости).

    9. Инструктивный семинар с членами рабочей группы, доведение общих требований и требований стандартов предприятия, порядка работы и формы отчетности.

    Примечание: В процессе работы над РУБП АК его план-проспект может уточняться и расширяться решением руководителя Комиссии по внедрению СУБП.

   

    Примерный перечень исходных документов по разработке и внедрению СУБП в АК:

   

    1. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП), Doc 9859 (AN/460) – ИКАО, 2006 г.;

    2. Руководство по стандартам IOSA. – IATA, 2006 г.;

    3. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. (Doc 9422-AN/923). – ИКАО, 1984;

    4. Государственная Программа обеспечения безопасности полетов гражданской авиации РФ, 2008 г.;

    5. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской федерации. – Авиаиздат, 1998;

    6. Приложение 6 к Конвенции о Международной гражданской авиации. Эксплуатация воздушных судов. Часть 1. Международный коммерческий транспорт. Самолеты;

    7. Приложение 13 к Конвенции о международной гражданской авиации. Расследование авиационных происшествий и инцидентов;

    8. Руководство по летной годности (Doc 9760);

    9. Проведение проверок состояния безопасности полетов при выполнении полетов авиакомпаниями (программа LOSA) (Doc 9803);

    10. Руководство по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (Doc 9756);

    11. Руководство по проведению проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов (Doc 9735);

    12. ИСО/МЭК 73:2002. Менеджмент рисков. Словарь. Рекомендации по использованию в стандартах;

    13. МЭК 300-3-9:1995. Управление общей надежностью. Ч.3. Руководство по применению. Раздел 9. Анализ степени риска технологических систем;

    14. ГОСТ Р 51901-2002. Управление надежностью. Анализ риска технологических систем;

    15. ГОСТ Р 51901.1-2002. Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем;

    16. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты;

    17. ГОСТ Р 51897-2002. Менеджмент риска. Термины и определения.

   

    Организация и порядок работы над РУБП АК

    Руководитель рабочей группы (РГ) организует и проводит работу над РУБП АК. Контролирует и координирует взаимодействие как внутри, так и вне АК – руководитель комиссии (комитета, подразделения) по внедрению СУБП.

    Специалисты, привлекаемые к подготовке РУБП АК, могут включаться в состав РГ на постоянной основе (с освобождением от своих основных функциональных обязанностей) или временно (по совместительству), либо привлекаться в качестве экспертов (консультантов) по отдельным вопросам во время их разработки. В случае необходимости (при отсутствии в компании специалистов требуемого уровня по некоторым вопросам управления БП) могут привлекаться внешние специалиста в области управления БП.

    Работа осуществляется по календарному плану, проект которого подготавливается руководителем РГ, подписывается руководителем комиссии по внедрению СУБП и утверждается генеральным директором АК. План должен предусматривать: основные направления деятельности членов рабочей группы, указатель линейных руководителей и привлекаемых к работе специалистов; последовательность выполнения работ; указатель должностных лиц, ответственных за выполнение работы; сроки и виды отчетности.

    Подготовленные к включению в РУБП вопросы рассматриваются на заседаниях комиссии (комитета) по внедрению СУБП с принятием соответствующих решений и протоколированием.

   

    Анализ и учет требуемых компонентов

    Соблюдая принцип целостности подхода к внедрению СУБП в АК, следует учесть, что новые разработки и ранее накопленные знания и опыт находятся в диалектическом взаимодействии, что лучшее и прогрессивное из ранее известного и реализованного старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. При этом не следует отказываться от новых подходов только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Многие неясности устраняются углубленным анализом первоисточника на языке оригинала, поскольку причина первичного непонимания зачастую кроется в издержках перевода и неоднозначности определения некоторых понятий (категорий), терминов. В первую очередь это относится:

    - к классификации авиационных событий («событие» - «инцидент» - «серьезный инцидент» - «авария» - «катастрофа» - «происшествие»);

    - к терминологии теории надежности («отказ» - «дефект» - «неисправность»);

    - к терминологии управления риском («идентификация» - «оценивание» - «контроль» - «анализ» - «сравнение» - «обработка» - «управление» - «менеджмент») [1, 4, 5].

    Проверке наличия, анализу и оценке степени соответствия требованиям ИКАО подлежат все имеющиеся в АК и требуемые (предусматриваемые стандартами) компоненты СУБП.

    В РУБП АК следует внести информацию из ранее отработанных и введенных в действие в АК документов в области БП, которые могут быть включены в Приложение к РУБП, либо, если это отдельные документы, на них следует сделать ссылку, предварительно включив в раздел «Нормативные ссылки».

   

    Рекомендуемые к использованию в работе методы познания

    В методологическую основу кладутся критерии объективности, соответствия истине, моральные критерии.

    Во избежание перепутывания или подмены понятий желательно пользоваться терминологией стандартов, в первую очередь ИСО [4].

   

    Применение логических законов и правил:

    Поскольку в РУБП АК используются понятия и суждения, именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности. Это требование находит свое выражение в законе тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность или неопределенность [3].

    Требование непротиворечивости выражает закон непротиворечия, согласно которому, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое.

    При переработке достаточно большого объема несистематизированной информации из множества различных по происхождению источников, используется умозаключение, как логическое средство получения выводных знаний. Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

    Все умозаключения классифицируются как индуктивные и дедуктивные:

    дедуктивное – то, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания всеобщих свойств всего множества;

    индуктивное – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

   

    Композиция РУБП АК

    При отсутствии общего внутригосударственного требования к содержанию и форме РУБП АК оформление документа производится в соответствии со стандартом предприятия, по традиционно сложившейся композиционной структуре, основными элементами которой - в порядке их расположения - являются:

    Титульный лист;

    Предисловие;

    Содержание;

    Список принятых сокращений;

    Политика авиакомпании в области безопасности полетов и предотвращения авиационных происшествий;

    1. Назначение и область применения;

    2. Нормативные ссылки;

    3. Термины и определения;

    4. Основы управления безопасностью полетов;

    5. Управление риском в области безопасности полетов;

    6. Контроль за показателями БП;

    7. Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки;

    8. Пропаганда БП;

    Приложения;

    Добавления;

    Глоссарий.

   

    В основы управления безопасностью полетов могут быть включены следующие пункты: общие положения о безопасности полетов, стратегия управления безопасностью полетов в АК, задачи АК в области БП, требования к СУБП АК, построение СУБП АК, организация управления БП в АК, комиссия по БП, обязанности должностных лиц и ответственность за БП.

    К управлению риском в области безопасности полетов могут быть отнесены положения, поясняющие и раскрывающие алгоритм управления риском АП: описание объекта управления (авиационно-транспортной системы) и условий функционирования; технология идентификации опасностей; Методика оценивания риска АП; идентификация факторов риска; синтез управленческих решений по минимизации риска АП.

    В раздел контроля за показателями БП могут быть включены:

    1. БП как состояние авиационной системы (описание объекта контроля);

    2. Требования к системе контроля за показателями БП;

    3. Получение информации (информационное обеспечение в области БП):

    3.1. Непрерывный мониторинг;

    3.2. Внутренние аудиторские проверки;

    3.3. Проверки, осуществляемые руководством;

    3.4. Внешние аудиторские проверки;

    3.4. Расследование и анализ авиационных событий;

    3.5. Корпоративная система добровольных сообщений;

    3.6.Анализ полетной информации;

    3.7. Информация по БП;

    3.8. Информация о надежности воздушных судов.

    4. Анализ состояния БП:

    4.1. Методы и средства анализа;

    4.2. Прогнозирование показателей БП.

    5. Оценка соответствия БП заданному уровню БП.

    К пропаганде БП в АК могут быть отнесены: культура БП, информационное обеспечение БП, требования к персоналу и обучение персонала в области управления БП.

    В виде приложений могут быть изложены внедренные ранее в АК Программы (инструкции, методики, положения), содержащие процедуры: анализа полетных данных, обязательных и добровольных сообщений, управления базой данных БП, и др.

   

    Подготовленный Проект РУБП АК подписывается руководителем и членами РГ, представляется на согласование и утверждение, согласно введенному в АК Положению о разработке документов в области БП.

   

    Литература

    1. Руководство по предотвращению авиационных происшествий. Первое издание. Doc 9422-AN/923. – ИКАО, 1984.

    2. Методические рекомендации по разработке Программы по предотвращению авиационных происшествий в гражданской авиации. – М.: Минтранс, 1999.

    3. Гузий А. Г., Лушкин А. М. Методологический подход к формированию корпоративной стратегии управления безопасностью полетов.// Проблемы безопасности полетов, № 9, 2008 г. – М.: ВИНИТИ, 2008. – С. 3 – 9.

    4. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). Издание первое. Doc.9859 – AN/460. – ИКАО, 2006.

    5. Герасимова Г. Е. Послесловие к стандарту ИСО 10006:2003. Понятия, термины и аббревиатура, относящиеся к менеджменту проектов.// Все о качестве. Зарубежный опыт. Снова о стандартах и стандартизации. Вып.2 (48), 2005.

    6. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от18 июня 1998 г.

    7. Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практические рекомендации для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: «Ось-89», 1997.


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Миф о беспилотной гражданской авиации

С новым 2010 годом!

Человеческий фактор против ИИ

С международным днем гражданской авиации!

Добавлена новая опция модерирования - Доступ


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь