Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
00-05-2008 Решение проблем безопасности полетов в воздушном пространстве
    

00-10-2008 КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ЭКСПЛУАТАНТА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
    

09-02-2008 "Росавиаэкспо-2008",
Фото-отче

    

00-09-2009 ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ ПРИ АКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ УРОВНЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

00-07-2009 К дальнейшей разработке основ авиационной делиалогии (иллюзиологии, учения об иллюзиях полета)


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

10-2008 МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБСУЖДЕНИЕ ВЫХОДА (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО, к. т. н. Н. И. Плотников (ЗАО Исследовательский Проектный Центр авиаменеджер®), журнал «Проблемы безопасности полетов»

    МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    ОБСУЖДЕНИЕ ВЫХОДА (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО

   

    к. т. н. Н. И. Плотников

    (ЗАО Исследовательский Проектный Центр авиаменеджер®)

   

    Предлагается обсуждение документа - Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО. Мы не ставим цель полного анализа указанного документа, поскольку подобная работа по трудоемкости сопоставима с затратами составления РУБП. В данной публикации сделан акцент на замысле стандарта как основы управления безопасной деятельностью. Приведены выводы, насколько удаются цели в контексте современной теории стратегического управления.

   

    Общая характеристика и стиль содержания РУБП

    Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) предлагается ИКАО мировому авиационному сообществу для исполнения и внедрения. Содержание документа занимает 364 стр. в 19 главах с множеством добавлений. Многостраничное оглавление документа (9 стр.) предполагает тщательно структурированный текст. Однако наиболее характерно - дублирование и повторы содержания в разных разделах. Они столь многочисленны, что их обнаружение может быть затруднено. Пример: описание классификаций ошибок в гл. 4, стр. 4-22 – 4-24 и в последующих главах (гл. 13). Это характерно для изданий ИКАО вообще.

    Целые разделы и главы путешествуют из одного в другое, на что даются ссылки. Пример: стр. 1-11 – 1-12, где перечислены 12 других изданий, имеющих связь с РУБП. Громоздкие длинные предложения на целые абзацы затрудняют восприятие текста. Предлагаем коллегам прочитать п. 1.4.15 на стр. 1-5. Многократные смешения латинских и кириллических аббревиатур в тексте. Пример: стр. 2-9.

    Значительная часть содержания составляет поверхностное и беллетризованное повествование. Например, описание информационных технологий в гл. 15. Или недавно возникших новых направлений, таких как технологии групповой динамики, 13-ДОБ 1-3. В данном случае достаточно дать ссылки и бессмысленно предлагать содержание, для этого есть обширная литература [1, 2, 3]. Во многих местах содержание имеет характер вольного собеседования с пользователем документа, что никак не соответствует стилю стандарта, регламента деятельности. Пример: п. 4.2.3 на стр. 4-1.

    Есть и курьезные моменты. См. п. 4.4.15 на стр. 4-7: «Зачастую такие предвестники становятся очевидными только ретроспективно». Это уж суждение в n-мерном времени! Ошибки и опечатки. Пример: стр. 6-6. В правой части таблицы описания вероятности события явно перевернуты. Следует: в строке «катастрофические» - «возможность наступления события почти исключена» и т.д. С. 8-ДОБ 1-1, 13-я строка снизу «замирзающие» вопросы.

   

    Обсуждение сути

    Начнем с наименования РУБП. Руководство – стандарт, свод правил деятельности. Управление – воздействие на объект с целью изменения его состояния или поведения. Безопасность – одна (не единственная) из качественных характеристик деятельности. Полет – процесс деятельности. Ключевой процесс, но не единственный.

    В разделе 3.2 Регламентирующие функции в целом остается неясной роль государства в безопасности, полномочный орган которого «задает тон безопасным и эффективным полетов…» и ниже призвано «создать надлежащие механизмы контроля». Содержание РУБП адресуется широкому кругу пользователей и «не предназначено для прочтения от начала до конца» стр. 1-10. Почему, если это – стандарт?

    Многие эмпирические модели, широко и часто цитируемые в литературе, в изданиях ИКАО и в РУБП, преподносятся как инструменты управления деятельностью. Примеры: модели SHEL, модель Ризона, правило 1:600 (выведенное на ограниченной статистике 1969 г.). Модели полезны для иллюстрирования феномена, но не содержат количественного механизма и не могут быть использованы в управлении деятельностью.

    Современное понимание, в представлении составителей РУБП, предлагаются в виде различий традиционного и современного подходов. Показательно, что составители РУБП (стр. 1-8 – 1-9) и (стр 5-6 – 5-7., п.п. a-e.) декларируют проактивный метод как новый подход управления безопасностью взамен традиционного и консервативного «ретроактивного» подхода. Кстати, это неправильный перевод английского термина reactive, который переводится буквально - «реактивный» [4]. Префикс «ретро» же понимается как новизна в возобновлении прежнего поведения. Тем не менее, весь дух и содержание РУБП посвящены реактивному подходу. Этому посвящено основное содержание, сотни страниц. Контроль, надзор, инспекция – ключевые термины реактивного подхода управления. Даже замысел и практика программ АПД, LOSA, NOSS, по сути, направлены на выявление изъянов, а не лучших образцов деятельности.

    Техногенная деятельность имеет качественные характеристики: эффективность (экономика) и безопасность. Термин «качество» является высшей категорией, эффективность и безопасность – производные характеристики качества. Функции любой деятельности и бизнеса выстраиваются в обобщенном виде: маркетинг, сбыт, производство, логистика, финансы, управление персоналом, информационные технологии, администрирование и другие. Безопасность полетов – это функция производства. Создавая стандарты эффективной и безопасной деятельности необходимо описывать последовательно цели в терминах эффективности и безопасности всех и каждой из указанных функций, а не только производства. В связи с этим нужно принимать не только «заявление о политике в области безопасности», но и во всех других функциях бизнеса, без которых он просто не состоится. Вообще, подобные декларации выглядят наивно и похожи на «социалистические (капиталистические) обязательства» нашего прошлого. Арсенал современного стратегического планирования содержит формулирование миссии, целей по функциям, где структурируется содержание по всем функциям в количественных параметрах. Там найдется место и безопасности и коммерции и другим направлениям. Не случайно во многих местах содержание РУБП расширяется на описание всех функций деятельности.

    В управлении организациями используется понятие и определение «менеджмент», которое структурируется на пять, а чаще на четыре элемента: планирование, организация, руководство, контроль (ПОРК) [5]. Во времени элементы или процессы выстраиваются неравномерно. Наибольшее время занимает планирование. Более детально, каждый из элементов структурируется на те же базовые элементы. То есть для того, чтобы осуществить, например, этап планирования, нужно запланировать время его осуществления, организовать, руководить им и проконтролировать. Можно детально продемонстрировать, что все содержание РУБП акцентировано на планировании, организации, руководстве, контроле только одного элемента менеджмента - контроле деятельности.

    Объективные трудности. Отметим для справедливости наиболее важные моменты почему «современность» замысла РУБП не осуществлена и могла быть достигнута. Обратим внимание на общие трудности. Прежде всего, ключевые термины и понятия авиации, такие как «безопасность», «риск», «ошибка», «приемлемый», «человеческий фактор» до сих пор имеют дискуссионный характер. Не случайно в пояснении понимания безопасности дан ряд интерпретаций и то, что подразумевается под безопасностью вообще. То есть, определения безопасности у мирового сообщества пока нет. Так до сих пор в науке пока не создана теория совершенствования деятельности на образцах позитивного опыта. Вся история деятельности направлена на «учебу на ошибках». Нет пока разработанной и сформированной общей теории неопределенности и риска деятельности, соответствующего количественного механизма исчисления и управления риском.

   

    Из теории стратегического управления деятельностью

    В теории стратегического управления деятельностью описаны четыре метода: реактивный, инактивный, проактивный и интерактивный. Реактивное управление является самым примитивным способом деятельности. Наиболее совершенным считается не проактивный, как утверждается в РУБП, а интерактивный метод. Основная суть содержания методов представлена в таблице.

   

Увеличить plotnikov10-2008.gif (44кб)

    Более подробное изложение - в работах [6, 4, 7] и в наших работах [8, 9].

   

    Выводы и заключения

    Руководство – это стандарт, описание стандартных операций, представлен как законченный документ с предписаниями его исполнения членам ИКАО. Вводить стандарт деятельности с рабочими понятийными описаниями представляется преждевременным. Свободное (рабочее) понимание терминов ведет к «свободному исполнению» стандарта. По нашим наблюдениям и опросам руководителей авиапредприятий, мы не обнаружили триумфального шествия в практику обсуждаемого здесь стандарта. Мало того, многие руководители вообще не знакомы с ним. Высказанные в предисловии намерения автора в обсуждении настоящей работы касаются главным образом замысла и целей РУБП. Тщательная экспертиза документа требует больших трудозатрат и, как справедливо указывается на стр. 9-4 в п. 9.3.3, для этого «требуется крупный спонсор».

   

    Литература

    1. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

    2. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

    3. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб.: 2000. – 640 с.

    4. Ансофф И. Стратегическое управление. М. - 1989. – 520 с.

    5. Меском М., Альберт, Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1994. - 702 с.

    6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М. – 1985. – 328 с.

    7. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – М. – 1999. – 416 с.

    8. Плотников Н. И. Менеджмент – бизнес практика. Учебное пособие. – Новосибирск. – 2004. – 240 с.

    9. Плотников Н. И. Ресурсы воздушного транспорта. – Новосибирск: НГАЭУ. – 2003. – 345 с.


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Видео - материалы

Ими гордится Родина!

UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

Улетный хит

Добавлена новая опция модерирования - Доступ


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь