Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: ПБП ::

Этимология содержания безопасности транспорта

к. т. н. Н. И. Плотников, ЗАО Исследовательский Проектный Центр авиаменеджер, журнал «Проблемы безопасности полетов»


Содержание:


    Представлен краткий обзор понятийных терминологических неопределенностей, связанных с предметом безопасности в авиации и воздушном транспорте. Отсутствие аксиоматических определений безопасности деятельности затрудняет правовое регулирование, ограничивает рыночные механизмы хозяйствующих субъектов. Рассматриваются понятия, термины и определения, связанные с семантическим кластером предмета безопасности. Последующей задачей является критический анализ существующей практики управления безопасностью транспортных комплексов и составление новой концепции, основанной на интерактивном подходе управления и общественной ответственности.

   

   

Содержание проблемы безопасности воздушного транспорта

   

    Ежедневно более трех миллионов пассажиров находятся в воздухе. Ежегодно перевозятся более 1,4 миллиарда человек на 17 миллионах рейсов. Каждые две секунды в мире происходит посадка воздушного судна (ВС). Безопасность является абсолютной ценностью. Массовое потребление услуг авиаперевозок качественно изменило коммуникации и перемещения людей. Воздушный транспорт по природе риска воспринимается человеческим сознанием как повышенный источник опасности для жизни. Деятельность воздушного транспорта воплощается в конкретном полете ВС и сводится к двум качественным показателям: ресурсной целесообразности (экономике) и императивам выживания - безопасности. На взаимосвязи этих двух паракритериев строится взаимодействие вовлеченных в отрасль субъектов.

    Определение безопасности - «свобода от опасности» характеризует несуществующее и никогда не реализуемое состояние. Согласно словарю Робера термин «безопасность» упоминается с 1190 года [1]. Термин означал спокойное состояние духа человека, защиту от опасности. Представления о безопасности принимаются в виде декларативных девизов: «Если, по Вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит, Вы не знаете, что такое авиационное происшествие»; «Безопасности много не бывает»; «Безопасность – дело каждого» Safety is everybody’s business. Одно из определений безопасности представлено доктором В. Лоуренсом из Гарвардского университета в книге «Приемлемый риск»: «Объект является безопасным, если его ожидаемые риски принимаются как приемлемые». Данное определение в основном принято международным сообществом и не может быть признано удовлетворительным.

    В Законе РФ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Существует фундаментальное противоречие индивидуальной безопасности личности и безопасности общества. Нормативная деятельность общества неизбежно ограничивает личностные свободы выбора в безопасности. Взаимное противоречие разных видов техногенной деятельности отражено в законодательстве по техническому регулированию, где предусматривается более десятка видов безопасности. В их числе – радиационная, пожарная, экологическая. Безопасность взаимодействия с природной средой смешивается с техногенными видами взаимодействия. Классификационная проблема затрудняет сознательное управление безопасностью жизнедеятельности. Существует неопределенность описания категорий безопасности жизнедеятельности. Практика управления безопасностью жизнедеятельности сводится к организации специализированных ответственных структур. Существует до сих пор дефицит понимания единства управления экономикой и безопасностью и важности инвестирования в безопасность. Искажается информация о реальном риске полетов для информирования общественности.

   

   

Законодательная терминология безопасности жизнедеятельности

   

    Безопасность жизнедеятельности – это состояние условий и поведение деятеля, исключающее опасные и вредные воздействия. Детерминированность создаваемой формы транспортного комплекса задается идеей назначения. В процессе использования (эксплуатации) меняются требования и условия среды деятельности. Транспортный комплекс подвергается воздействиям событий, где проявляются несоответствия новым условиям. Растет неопределенность, и вероятности неопределенных состояний выражаются в форме случайных событий – факторов воздействия. Новые факторы являются сущностью и следствием пределов индивидуального и коллективного сознания создателей транспортного комплекса.

    Законодательство о транспортной безопасности, особенно в связи с явлением терроризма, еще не сформировано. В соответствии с ГОСТ РФ Р22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»: техногенная чрезвычайная ситуация (ТЧС) есть состояние, при котором в результате возникновения источника ТЧС на объекте (источник называют опасным техногенным происшествием) нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде. Таким образом, ТЧС определяется как мера риска и последствий для условий жизнедеятельности. Принципиально безопасность в разных областях технократической деятельности не имеет отличий. Все направления науки и практики проникают в сферу безопасности: технические, естественные, общественные. Исследования направлены на поиск большей гармонии состояний человека, создаваемой им техносферы и изменяемой им среды обитания. Разницу исследований безопасности разных видов жизнедеятельности можно обнаружить в мере их наукоемкости, чем особенно отличается аэрокосмическая индустрия.

    Нормативное поле понятий безопасности жизнедеятельности на транспорте и в воздушном транспорте формировалось относительно автономно. Поэтому в разных видах транспорта отсутствуют единые представления о транспортной безопасности. Автономно формировались понятия об управлении отраслью, называемыми сложными техническими системами (СТС), техногенными чрезвычайными системами (ТЧС) или транспортными системами (ТС) с добавлением наименования вида транспорта. Так в ГОСТ РФ Р22.2.08-96 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность движения поездов. Термины и определения» по железнодорожной транспортной системой (ЖТС) понимают совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала, предназначенного для осуществления в регламентированных условиях перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам». Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определяет «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет «безопасность дорожного движения» как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет «безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации» как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

    Термин «безопасность» [2] интерпретирует следующим образом: «безопасность представляет собой состояние, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска». В целом, ключевое понятие «безопасность» в разных видах жизнедеятельности, в частности в транспортной индустрии, имеют понятия, описывающие степень дискриминации. Здесь наблюдается несогласованность терминов. Так в разных видах авиации термины «авария» и «авиационный инцидент» толкуются различно (табл. 1).

   

Увеличить plotnikov072008-1.gif (34кб)

    Теория безопасности эргатических (биотехнических, антропотехнических, человеко-машинных) систем или комплексов разрабатывалась с опережением для материальных объектов в виде теории надежности техники. Основным термином дискриминации в теории надежности техники является отказ. В теории безопасности транспорта, связанной с человеческими потерями и утратой транспортных средств, синонимом отказа являются события типа катастроф и аварий. Теорию надежности рассматривают как часть теории безопасности применительно к техническому компоненту. Надежность как характеристика качества транспорта оценивается вероятностью выполнения безопасных операций: P = 1 – n / N, где n – число отказов, а N – общее число операций исследуемого и испытуемого множества.

   

    Проследим, каким образом формировался понятийный и категориальный аппарат безопасности. Состояние объектов, которые представляют угрозу для жизни и здоровья людей, называются опасными. Отметим сразу, что опасность в этом понятийном описании к технике не относится. Надежность системы и ее предельный параметр – отказ не является тождественным тем состояниям и событиям, при котором безопасность дискриминируется. То есть отказ не обязательно ведет к аварии и катастрофе.

   

   

Этимологический анализ термов и понятий безопасности

   

    В существующей терминологии понятий и определений, связанных с предметом безопасности, классификации авиационных происшествий (АП) содержится проблема объективности отнесения того или иного состояния, события, ситуации в соответствии с экспертными суждениями и заключениями. Систематизированная информация и базы данных, составленные на этой основе, могут быть подвергнуты сомнению в отношении их достоверности и соответствия будущим более совершенным формам исчисления безопасности. Рассмотрим терминологию, связанную с предметом безопасности жизнедеятельности вообще и транспортной деятельности в частности. При этом к словарным, стандартизованным описаниям будем добавлять собственное понимание.

    Безопасность деятельности описывается следующими базовыми понятиями. Случайность, hazard (H) - определяется как ряд обстоятельств, которые могут быть причиной нанесения ущерба здоровью или привести к смерти. Риск, risk (R) - рассматривается как незащищенность от вреда или потери, как вероятность наступления опасного события. Опасность, danger (D) - определяют D = f(H,R), как комбинацию случайностей и риска, иначе – как подверженность ущербу или вреду. Угроза, threat (T) – потенциальное воздействие на состояние защищенности [3]. Под опасными факторами понимаются те из них, которые приводят к травмам, а под вредными, которые проводят к заболеваниям (ГОСТ 12.0.002-80). Безопасный, safe – защищенный от вреда или риска. Безопасность, safety: а) свобода от риска, опасности; б) отсутствие риска, опасности, в) императив индивидуального и видового выживания и самосохранения. Безопасность полетов, flight safety – состояние полетов с сохранением жизни и здоровья людей, машинных комплексов и окружающей среды. Происшествие, accident – событие, характеризующее изменения состояния безопасности. Меньшей угрозой является вариант происшествия - предпосылка incident. Авария – событие нарушения состояния защищенности. Катастрофа – событие полного разрушения состояния защищенности.

    Деятельность имеет n-мерный, атемпоральный характер. Попытаемся построить семантическую иерархию данных понятий в координатах понятия свободы от опасности «больше – меньше» вероятностей от единицы до нуля. Весь кластер понятий поделим на две группы. В одну группу войдут термины, характеризующие «состояние и ситуации» - категории континуального пребывания форм во времени и в пространстве. Во вторую группу войдут термины, характеризующие «события и факты» - категории локализации форм во времени и в пространстве, как результаты дискретных преобразований форм.

    Здесь мы обнаруживаем, что в функциях языка уже существует количественная дифференциация оценок реальности большей или меньшей опасности и рисков жизнедеятельности. Именно этой логикой пользовалось мировое сообщество авиаиндустрии в построении систематики состояний и ситуаций для получения количественных инструментов исчисления и управления безопасностью. Существует необходимость и задача создания сбалансированной классификации безопасности жизнедеятельности и безопасности воздушного транспорта, как предмета нашего исследования. Сделаем первый эскиз подобной классификации. С нашей точки зрения, безопасность жизнедеятельности можно разделить на три взаимосвязанных группы: безопасность в природной среде обитания, безопасность техногенной деятельности и социальная безопасность (рис.1). Каждая группа может быть далее структурирована. Транспортная безопасность относится к техногенной деятельности и может относиться к социальной активности людей. Так, энергетическая безопасность может также относиться к техногенной и к социальной сферам. В представленной классификации возникают сложные взаимосвязи видов безопасности из разных групп, которые мы вынуждены исследовать.

   

   

Увеличить plotnikov072008-3.gif (13кб)

    Рис.1

   

   

Обсуждение и предварительные выводы

   

    Рассмотрим термины безопасности в авиации и в воздушном транспорте. Международным авиационным сообществом приняты два определения «безопасность полетов» flight safety и «авиационная безопасность» aviation security. Авиационная безопасность (АБ) - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность. АБ рассматривается как результаты мер по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности на воздушном транспорте. Безопасность полетов – «комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей». Сразу обращает на себя внимание неполнота отношений определений к масштабу деятельности.

    Полет, безусловно, самый важный процесс. Деятельность комплекса воздушного транспорта состоит не только из полетов, а из многих других процессов. Вероятно, поэтому и возникла необходимость в «комплексной характеристике» одного процесса, подразумевая целый комплекс транспорта. Термин security переводится, прежде всего, как «защита», «охрана», а затем - «безопасность». Использование одного термина «безопасность» для обозначения двух предметов деятельности вносит классификационную неясность. Авиация, лат. avis – птица, подразумевает перемещение живого существа (птицы) в воздушном пространстве, то есть – полет. Иначе, мы вправе выразить «авиационную безопасность» как «полетную безопасность».

    Это оказывается тождественным термином «безопасности полетов». Наконец, сам термин «безопасность» является всеобщим и абстрактным, чтобы характеризовать частные стороны жизнедеятельности. Любую деятельность человек осознает как императив выживания. Термин является практически тождественным понятиям «надежность», «качество» или даже таким как «совершенство», «безупречность». Если согласиться с приведенными доводами, то следует признать, что нельзя несовершенный понятийный аппарат использовать для эффективной деятельности.

    По нашему мнению, безопасность деятельности – это поведение деятеля и состояние условий, определяемые и избранные деятелем, как исключающие опасные последствия и результаты. Безопасность труда – условия, при которых исключаются воздействия опасных и вредных факторов. Безопасность: а) императив индивидуального и видового выживания и самосохранения; б) отсутствие риска, опасности, в) свобода от риска, опасности. Для снижения неопределенности, термин «авиационный» можно принять как обобщающий.

    Тогда мы получим иную иерархию наименований и следующую классификацию: Авиационная безопасность (АБ) есть: а) «безопасность полетов» (БП); б) «защита от незаконного вмешательства» (ЗНВ); в)… i)… n) «характеристики безопасности других процессов». Авиационная безопасность классифицирует воздушный транспорт, военную, промышленную авиацию и авиацию общего назначения (АОН). Безопасность полетов flight safety - состояние полетов с сохранением жизни и здоровья людей, с сохранностью машин и безвредностью окружающей среде.

   

   

Литература

   

    1. Экономическая и социальная безопасность / Ред. Е. А. Олейников. – М: 2004. – 768 с.

    2. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО. - 2006. – 364 с.

    3. Flight International. – 1987.- V. 131, № 4050. – P. 21, 42-44, 52



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий