Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
00-01-2007 НОРМИРОВАНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ПОЛЕТА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ

00-10-2008 МОЖНО ЛИ УПРАВЛЯТЬ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБСУЖДЕНИЕ ВЫХОДА (РУБП) Doc 9859 AN/460 ИКАО
    

30-10-2007 Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Тезисы докладов научно-практической
конференции

    

00-00-2010 Журнал "Проблемы безопасности полетов

00-04-2008 ИСПЫТАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

02-2008 АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ВНИМАНИЯ ЛЕТЧИКА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ НА АВИАЦИОННОМ ТРЕНАЖЕРЕ, д. т. н., проф. Ю. А Кукушкин, к. м. н. Э. А. Козловский (1), к. т. н. А. В. Пономаренко (2), д. т. н., проф. А. Г. Гузий(3), журнал «Проблемы безопасности полетов»

    1 - Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины Минобороны России,

    2 - ФГУП «РСК «МиГ»,

    3 - ВВИА им. Н. Е. Жуковского

   

    Предлагается научно обоснованное, методически и алгоритмически обеспеченное объективное оценивание резервов внимания летчика, предназначенное для использования в процессе тренажерной подготовки летного состава и направленное на целевое расширение возможностей летчика по решению дополнительной задачи в процессе пилотирования. Приведена аппаратно-программная реализация автоматизированного оценивания резервов внимания летчика, описаны: алгоритм получения оценки внимания летчика и алгоритмы работы с аппаратно-программным комплексом «Резервы». Имеет большое значение для повышения функциональной надежности летчика при усложнении условий полета, в аварийных и катастрофических ситуациях.

   

    С развитием авиационной техники и совершенствованием способов ее применения достижение летчиком высокого профессионального мастерства становится все более сложной и дорогостоящей задачей. Это связано с увеличением объема требуемых для успешной деятельности профессиональных знаний и необходимостью выработки, закрепления и постоянного совершенствования навыков в технике пилотирования в сложных условиях полета, в работе с современными бортовыми авиационными комплексами.

    Возможность обучения на реальной технике сложным видам полета ограничена и зависит от наличия достаточного количества учебных самолетов соответствующих типов, их технического состояния, обеспеченности горюче-смазочными материалами, метеоусловий и др.

    По данным зарубежной печати время обучения на тренажерах неуклонно возрастает, а время учебных полетов на самолетах уменьшается. Один час «полета» на тренажере обходится примерно в 5-20 раз дешевле, чем на соответствующем самолете. Все большее распространение получают концепции «полной подготовки» и «программированного» обучения летного состава на тренажерах [1, 2]. Установлено, что летчики, регулярно тренировавшиеся на тренажере, быстрее начинают совершать самостоятельные полеты, качество их пилотирования достоверно выше, чем у летчиков, не освоивших задание на тренажере [3, 5].

    Процесс тренировки сопровождается повышением качества профессиональной деятельности и оптимизацией нервно-эмоциональных реакций летчика. Оценка уровня тренированности летчика только по успешности выполнения задания (по конечному результату) не всегда достоверна. Известно, что высокая оценка может быть достигнута высокомотивированным специалистом за счет волевых усилий, чрезмерного напряжения сил, работы на пределе психофизиологических возможностей организма, на грани срыва, который может наступить так внезапно, что его невозможно спрогнозировать, если контролировать только объем, количество, качество и время выполнения операций, количество и характер допускаемых ошибок. Естественно, что при этом надежность профессиональной деятельности человека может оказаться довольно низкой, особенно при усложнении условий, в которых выполняется задание: при усложнении условий полета функциональная надежность члена экипажа резко снижается (более, чем в 60% случаев действия члена экипажа оказываются ненадежными) [6, 7]. Характерно, что в процессе практического обучения стабилизация психофизиологических показателей наступает несколько позже, чем показателей качества деятельности [3, 4]. Последнее имеет принципиальное и решающее значение при определении необходимого объема тренировок, т.е. при оценке уровня обученности летчика. Надежность деятельности значительно повышается, когда результаты выполнения упражнения становятся стабильными, а уровень физиологических реакций соответствует сложности выполняемой задачи [8].

    Концепция построения системы психофизиологической оценки подготовленности летчика на тренажерах определяет комплекс характеристик, который следует использовать для повышения объективизации самой оценки. Этот комплекс должен включать характеристики:

    - эффективности выполнения полетного задания;

    - степени нервно-эмоционального напряжения;

    - резервных возможностей летчика.

    Показатели нервно-эмоционального напряжения являются важными, но косвенными показателями подготовленности летчика. Основными (прямыми) являются показатели эффективности деятельности. Поэтому было бы ошибкой забывать о приоритетности регистрируемых профессиональных показателей при оценке подготовленности летчика. В то же время общий уровень его подготовки определяется не только качеством техники пилотирования, но и способностью в процессе пилотирования решать и выполнять дополнительные задачи, что имеет большое значение, прежде всего, для оценки надежности деятельности летчика при усложнении условий полета и возникновении аварийных ситуаций [6].

    Возможность выполнения дополнительной задачи определяется уровнем резервных возможностей летчика по отвлечению внимания от выполнения основной задачи, что в первую очередь зависит от навыков перераспределения внимания, от широты оперативного поля зрения летчика. О резервных возможностях свидетельствует объем дополнительной информации, которую способен переработать летчик в процессе выполнения различных элементов полета. Количественная характеристика деятельности летчика по переработке этой информации является показателем резервов его внимания и может быть использована для оценки уровня тренированности.

    Летчик, выполняя полетное задание на тренажере, решает дополнительную задачу по методике «Резервы внимания» (но не в ущерб качеству выполнения основной задачи пилотирования). В этом смысл определения резервов внимания (остаточного внимания), на что должно быть указано летчику перед полетом.

    Тренировки в выполнении дополнительной задачи в процессе пилотирования являются эффективным средством совершенствования структуры распределения и переключения внимания летчика, расширения его оперативного поля зрения. Методика определения резервов внимания выполняет в этом случае двоякую функцию:

    - способствует тренировке летчиков в распределении и переключении внимания, расширению оперативного поля зрения;

    - служит контрольным тестом для определения уровня тренированности.

    Динамический контроль резервов внимания, осуществляемый совместно с контролем эффективности деятельности, позволяет полнее оценить уровень подготовленности летчика.

   

    Скачать полную версию статьи:

    kukushkin2-2008.pdf (1344кб)


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Ошибка в работе сайта

Человеческий фактор против ИИ

"Союз" на миллиард долларов

Нужен ли в самолете стоп-кран?

Миф о беспилотной гражданской авиации


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь