Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
00-05-2007 Прогнозирование опасности полетов космических челноков типа «Челенджер» и «Колумбия» на основе управления рисками

30-10-2007 Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Тезисы докладов научно-практической
конференции

    

00-12-2006 Информационный прогноз на начальном этапе эксплуатации самолетов нового поколения по аварийной статистике по человеческому фактору

11-03-2008 Сергей МИРОНОВ: «Без инновационного развития машиностроительного
комплекса России будет трудно занять подобающее место в XXI веке»

    

02-07-2008 ШАГ ВПЕРЕД И ДВА ШАГА НАЗАД В ЛЕДЯНОМ ТУМАНЕ НАД ДОЛИНОЙ МАРИНЕРА


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

12-2007 КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ, материал подготовила О. А. Розина, журнал «Проблемы безопасности полетов»

    С 30 по 31 октября 2007 года авиакомпания «Аэрофлот – российские авиалинии» проводила научно-практическую конференцию «Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов». В работе конференции приняли участие представители Министерства транспорта и авиационной администрации страны, специалисты авиакомпаний России и стран СНГ. Обсуждались вопросы, связанные с обеспечением оптимальных условий для создания и внедрения в производственную деятельность авиакомпаний системы управления безопасностью полетов.

    С приветствием участникам конференции выступил генеральный директор ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» В. М. Окулов.

    Приводим краткое содержание докладов участников конференции.

   

    Учение «человеческий Фактор» как основа формирования профессиональной культуры персонала при переходе авиакомпании к управлению безопасностью полетов

    д. м. н. В. В. Козлов,

    советник первого заместителя генерального директора по производственной деятельности в области человеческого фактора ОАО «Аэрофлот»

   

    В соответствии с требованиями ИКАО с 1 января 2009 года все авиакомпании стран-членов ИКАО переходят к управлению безопасностью полетов. Управление безопасностью полетов – это принципиально новый, высокоэффективный способ профилактики авиационных событий, радикально меняющий стиль производственной деятельности и производственные отношения. Создание системы управления безопасностью полетов выявляет фактические и потенциальные угрозы безопасности; гарантирует принятие корректирующих мер, необходимых для уменьшения факторов риска/опасности; обеспечивает непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полетов. Переход к управлению безопасностью полетов сложный, развернутый во времени процесс, требующий большой организационной и разъяснительной работы. Необходимо внедрить в производственную деятельность принципиально новое мышление и новую профессиональную культуру.

   

    ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ УЧИЛИЩА НА САМОЛЕТЫ ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА

    С. Г. Тульский,

    заместитель генерального директора по ОЛР,

    директор летного комплекса ОАО «Аэрофлот»

   

    Профессиональная подготовка пилотов относится к числу тех компонентов авиационной системы, где скрывается большое количество опасных факторов, своевременное выявление которых составляет суть управления безопасностью полетов через совершенствование процесса обучения. Однако объем летной подготовки коммерческого пилота в России достигает примерно половины от международного стандарта. В результате слушатели не имеют опыта полетов на многодвигательном самолете, не отрабатывают действия при полете на несимметричной тяге, сбое в функционировании систем или при возникновении нештатной ситуации. Учебный процесс подготовки пилотов не обеспечен в должной мере современными программами и тренажерами. Отсутствует институт инструкторов и профессорско-преподавательского состава.

   

    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИТП НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ГА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

    к. т. н. Н. Н. Босых,

    директор авиационно-технического центра ОАО «Аэрофлот»,

    к. т. н. Д. А. Паламарчук,

    начальник отдела технического контроля АТЦ ОАО «Аэрофлот»

   

    Авиационные происшествия и инциденты по техническим причинам чаще бывают связаны с действиями человека, а не с отказом авиационной техники. Поэтому наличие в авиакомпании персонала, имеющего надлежащую профессиональную подготовку и квалификацию для выполнения возложенных на него служебных обязанностей, является главным условием обеспечения безопасности полетов. Основа культуры производства технического обслуживания авиационной техники – профессиональная культура инженерно-технического персонала. Значимость профессиональной культуры определяется тем, что с ее помощью надежные средства защиты, охраны и гарантии технического обслуживания авиационной техники имеют множество различных форм и широко распространяются по всей структуре авиационно-транспортной системы и авиакомпании в целом, а также тем, что ее уровень в авиационно-транспортной системе – самый главный инструмент, который может формировать и гарантировать наличие и работоспособность целого ряда средств и уровней защиты процесса технического обслуживания авиационной техники.

   

    УЧЕНИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» В ПРАКТИКЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО СОСТАВА

    д. м. н., проф. В. А. Пономаренко,

    главный научный сотрудник ГНИИ ВМ МО РФ

   

    В авиации человеческий фактор определяет эффективность и надежность человеко-машинных систем и всех звеньев инфраструктуры профессионального труда. Человеческий фактор есть личность профессионала во всем ее проявлении. Фундаментальные свойства человеческого фактора в летной профессии определяют программно-целевое долгосрочное планирование научного и организационного обеспечения социальной, технической, кадровой, финансовой, воспитательной, образовательной, экономической политики в авиапредприятиях и в любых родах военной авиации. К таким фундаментальным проблемам относятся проблемы: профессионального риска; профессионального, физического, соматического и психического здоровья всех авиаторов; социальной защиты; специфичности условий труда в оценке беды и вины летных экипажей; психофизических возможностей и ограничения человека.

   

    СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА В ОБЛАСТИ HF&CRM

    В. А. Деревянко,

    ведущий пилот-инструктор, руководитель группы CRM ЛК ОАО «Аэрофлот»

   

    Идея разработки системы управления безопасностью полетов в значительной степени вытекает из многолетней практики развития системы CRM, системы управления риском и системы качества. Программы CRM развивались и совершенствовались более 30 лет. Основной принцип современного CRM – «CRM – в кабину экипажа» означает, что результатом обучения считается не просто прохождение учебного курса, а профессиональное владение конкретными навыками поведения, которые могут быть точно описаны и измерены на соответствие стандарту. Для реализации этого принципа разработаны особые методы подготовки и обеспечения стандартов CRM. Чтобы принципы CRM применялись на практике необходимо сформировать в авиакомпании профессиональную среду, называемую культурой безопасности авиакомпании. Управление культурой безопасности – одна из задач, решаемых с помощью комплекса программ CRM, постоянно корректирующихся на основании эффективной системы обратной связи с персоналом соответствующих служб и подразделений, направленных на формирование правильных взаимоотношений, как в коллективах, так и между подразделениями, отношения к делу, к соблюдению стандартов, поддержку эффективного профессионального поведения.

   

    ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ CRM В ПРЦЕСС ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА НА ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ САМОЛЕТЫ

    А. В. Мирошниченко,

    пилот-инструктор, инструктор CRM,

    В. Н. Романов,

    старший пилот-инструктор, инструктор CRM,

    ОПЛС ЦПАП ОАО «Аэрофлот»

   

    На этапе первоначального обучения полетам на высокоавтоматизированных самолетах есть возможность выявить и предотвратить возможные проблемы в их эксплуатации. Особую сложность в обучении полетам на таких самолетах вызывает обучение пилотов, которые до этого эксплуатировали обычные самолеты отечественного производства. Этот процесс называется «Программа переучивания». При этом невозможно переоценить значение практики CRM. Она существенно повышает эффективность и качество процесса освоения высокоавтоматизированных самолетов.

   

    ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО CRM ЛЕТНЫХ И КАБИННЫХ ЭКИПАЖЕЙ

    И. В. Талыпова,

    заместитель начальника отдела, инструктор CRM КСБ ОАО «Аэрофлот»,

    А. В. Мирошниченко,

    пилот-инструктор, инструктор CRM ОПЛС ЦПАП ОАО «Аэрофлот»

   

    В мировой практике курс управления ресурсами экипажа был разработан в результате глубокого анализа причин авиакатастроф. Благодаря установке на борту самолетов и в кабинах экипажа звукозаписывающих устройств и полученной в результате информации выяснилось, что причиной многих аварий стала не техническая неисправность самолетов, не ошибка в работе экипажа или его небрежность, а неумение команды адекватно реагировать в создавшейся критической ситуации. Желая исправить недочеты экипажа, некоторые авиакомпании мира ввели дополнительные тренировочные курсы по управлению полетами. Методика этих курсов стала известна под названием «Управление ресурсами экипажа» (CRM – Crew Resource Management). Важность принципов этого курса и польза тренингов в повышении безопасности и эффективности полетов признаны во всем мире.

   

    СТРАТЕГИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ

    к. психолог. н. И. Ю. Вороцкая,

    ведущий эксперт, руководитель группы психологического сопровождения КСБ ОАО «Аэрофлот»

   

    Стратегия работы с персоналом позволяет снизить или, наоборот, создать риски в управлении безопасностью. Целесообразно выделять две стратегии кадровой политики. Первая - отношение к трудовой позиции как к должности. Основа ее реализации – подбор работника на должность. Основное отличие такого подхода – отказ от развития персонала, так как произведен подбор готовых, обученных, высококвалифицированных специалистов. В итоге высокая текучесть кадров и поиск новых работников.

    Вторая стратегия – отношение к трудовой позиции не как к должности, а как к профессии. Основная отличительная особенность – развитие персонала, формирование профессионала. Затраты на профессиональное развитие персонала оправдываются, так как профессионально надежный персонал снижает возможные риски в области человеческого фактора.

   

    УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ С БЕСПОКОЙНЫМИ ПАССАЖИРАМИ

    Н. Д. Бодрова,

    ведущий психолог группы психологического сопровождения КСБ ОАО «Аэрофлот»

   

    Учебный курс «Пассажиры, нарушающие правила авиакомпании» создан в КСБ ОАО «Аэрофлот». Методы и средства обучения, использованные в курсе, способствуют формированию уверенного поведения участников. Участники получают знания об особенностях нормативно-правового регулирования отношений с пассажирами-нарушителями и психологии (типологии личности, конструктивного взаимодействия, психологической саморегуляции). Члены кабинного экипажа, как правило, являются единственными представителями авиакомпании, с которыми имеют дело пассажиры на борту воздушного судна. Курс направлен на формирование умения членов кабинного экипажа управлять ситуацией, а не только уметь правильно применять меры пресечения по отношению к деструктивному пассажиру. Умение управлять ситуацией, а не идти вслед за ней, отдавая «бразды правления» пассажиру или обстоятельствам, складывается из умения управлять своими эмоциями, наблюдать, анализировать и прогнозировать развитие ситуации и возможный исход, а также выбирать конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций.

   

    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА CRM

    В. А. Деревянко,

   

    Системный подход к обучению CRM предусматривает «замкнутый цикл» функционирования всех компонентов системы управления безопасностью, включающий минимум три этапа: разработка, реализация и оценка. Причем на каждом этапе действует свой «замкнутый цикл» с собственной системой оценки. В комплексе они обеспечивают непрерывное развитие и совершенствование системы с учетом изменения условий. В системе обучения ICAO настоятельно рекомендует применение метода ISD (Instructional System Design), позволяющего точно определить: кто, кого, когда, где, чему и как будет обучать, основанного на систематическом применении оценки на всех этапах разработки, внедрения и реализации программ обучения. Применение такого подхода при внедрении современных программ CRM (или модификации действующих) абсолютно необходимо, потому что, несмотря на то, что CRM имеет ясно определенные цели и методы, каждая авиакомпания обладает своей, уникальной профессиональной культурой. Поэтому не только прямой перенос программы CRM одной авиакомпании в другую, но и формальное применение программы в разных подразделениях одной авиакомпании без учета специфики не даст желаемого результата.

   

    КТО ТАКОЙ ИНСТРУКТОР CRM?

    А. Е. Сидоренко,

    пилот-инструктор группы CRM ОАО «Аэрофлот»

   

    Инструктором CRM может быть авиационный специалист с опытом летной работы, позволяющим ему общаться с аудиторией на одном «языке», и обладающий необходимыми знаниями и навыками в работе с аудиторией. Он должен знать не только содержание базового курса программы подготовки ЛС по CRM, но основы психологии, педагогики, особенности обучения взрослых. Высокоинтеллектуальная авиационная техника предъявляет высокие требования к подготовке персонала. Для работы в составе экипажа уже недостаточно знаний по эксплуатации ВС, правил полетов и навыков в пилотировании. Необходимы знания и навыки по вопросам межличностных отношений, работы с информацией, принятия решения, работы в команде и др.

   

    СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ПО CRM: практические проблемы внедрения

    И. М. Халимов,

    ведущий пилот-инструктор, инструктор Группы CRM ЛК ОАО «Аэрофлот»

   

    Отсчет внедрения программы CRM в летном комплексе начинается с 2005 года, с момента подготовки первой группы инструкторов CRM из числа летного состава. Первая проблема, с которой столкнулись на этом пути – отбор кандидатов в инструкторы CRM. Вторая немаловажная проблема неожиданно вскрылась при проведении первых же занятий. Оказалось, что и инструкторы и летный состав не готовы к проведению занятий. И тут всплывает третья проблема – отсутствие мотивации. Взрослого человека невозможно научить, если он сам не захочет учиться. Еще одна проблема связана с подготовкой инструкторов CRM. В России отсутствует такая квалификационная единица. Поэтому он находится на полулегальном положении и это сказывается на качестве его работы.

   

    СОЗДАНИЕ КОМЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ПИЛОТОВ НАВЫКОВ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    к. псилог. н. Н. В. Якимович,

    главный специалист Межгосударственного авиационного комитета

   

    Одним из направлений перехода к управлению безопасностью полетов в сфере человеческого фактора должен стать переход к большему контролю за тем, как формируются в мышлении пилота алгоритмы умственных действий, чтобы иметь возможность своевременно вмешаться в этот процесс и произвести коррекцию неверных алгоритмов. Такая необходимость обусловлена тем, что, несмотря на высококачественное обучение пилотов, мы все равно сталкиваемся с проявлением ошибочного мышления в полете, в результате чего аварийные ситуации перерастают в катастрофические. Необходим тренажер, который поставит заслон на пути появления необдуманных и неверных мыслительных шагов при распознавании аварийных ситуаций, поскольку возьмет под контроль процесс алгоритмизации мышления пилотов. Проект такого тренажера уже разработан специалистами кафедры «эргономики и информационно-измерительных систем» Московского авиационно-технологического института.

   

    ВЕЕРНАЯ МОДЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРИЧИН ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПИЛОТА (СПЕЦИАЛИСТА) И РАЗРАБОТКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

    д. м. н. В. В. Козлов

    Успешное функционирование системы управления безопасностью полетов обеспечивается своевременным выявлением опасных факторов (факторов риска) во всех компонентах авиационной системы в процессе повседневной деятельности. Нередко выявлять опасные факторы приходиться при расследовании негативных авиационных событий. Только учение «человеческий фактор», в основе которого лежит системное понимание происходящих в авиакомпании событий, нацеливает на тщательный анализ каждого компонента авиационной системы на предмет поиска опасных факторов, снижающих безопасность полетов. Проведенные нами исследования позволили разработать «веерную» модель как инструмент системного анализа причин ошибок пилота (специалиста). Основу модели составляет структурно-функциональная концепция, которая рассматривает ошибку через призму структуры производственной системы и выполняемых ею функций.


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Где купить радиоуправляемый беспилотник?

С международным днем гражданской авиации!

Ими гордится Родина!

Добавлена новая опция модерирования - Доступ

Симуляция симулятора


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь