Поиск
   
     
   
     
 
 
Статьи :: Космос ::

КОСМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ВЫЗОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ольга Колесниченко


    Что такое экипаж в космическом полете? Психологически подготовленные, волевые и адаптированные для взаимной коммуникации люди разных национальностей. Все более длительные орбитальные полеты совершают многонациональные экипажи, все более сложные задачи они выполняют, в том числе, требующие предельного эмоционального напряжения при внекорабельной деятельности. Константин Эдуардович Циолковский, как основоположник космической психофизиологии, в своих трудах уделял особое внимание психологической совместимости, эмоциональной реакции космонавта в необычных и сложных условиях, и, зависящим от психологического взаимодействия экипажа, его работоспособности и степени утомляемости. Психология любого социума, в том числе малой интернациональной группы, строится на эволюции понятий “свой–чужой”.

    При возникновении сложной ситуации в условиях космоса этот этнический фактор может сыграть роль “взрывоопасного катализатора” в межличностных взаимоотношениях членов экипажа. Пока что этнический фактор мало анализировался космическими исследователями. Тем не менее, и новая Лунная программа, и набирающая темп Марсианская программа, неизбежно будут включать в себя разработку этнического (национального) вопроса в рамках обеспечения безопасности сверхдлительных межпланетных миссий.

    Покорение других планет вполне сравнимо с самыми труднейшими военными походами в истории цивилизации. В космических миссиях от космонавтов, как от доблестных воинов, для победы – успешного выполнения миссии – требуется недюжинная сила воли, выдержка, особая система моральных ценностей. Впору вспомнить суворовскую “Науку побеждать”, которая представляла собой целостную систему воспитания и морально-психологической подготовки. Роль личности в кросс-национальной группе, влияние национальных традиций каждого из космонавтов затрагивают такие вопросы, которые может решать только новая междисциплинарная отрасль науки, объединяющая интересы врачей, психологов, социологов, этнологов, философов, антропологов. Современный отечественный этнолог и философ, профессор Сергей Евгеньевич Рыбаков в монографии “Философия этноса” (2001 г.) отмечает, что этничность – “сложное и многоплановое социальное явление”, “…конструктивисты так и сводят всю этничность к самосознанию… На самом деле все гораздо сложнее, и этничность базируется отнюдь не только на сознании.

    Существует бессознательный базис, платформа для функционирования на ней сознательных компонентов этнического…”. Этнологи изучают национальную психологическую подоплеку мышления, уделяя особое значение “бессознательной сфере психики”, в том числе такое вытекающее отсюда понятие, как “патология национальности или национальное самолюбование” – то есть, шовинизм. Известный мировой общественности космический психолог, профессор Светлана Ивановна Степанова еще в 1977 г., на самом раннем этапе осмысления психологии космонавтов в совершенно новых условий жизнедеятельности человека, непредусмотренных эволюцией как таковой (если только не считать техногенный век закономерным ходом эволюции человеческой цивилизации), так определила одну из основных психо-эмоциональных проблем космического полета: “Для человека в космосе характерна повышенная настороженность по отношению к любым новым, необычным раздражителям даже самой банальной природы”. “Постоянное ощущение опасности” – такую характеристику психологического состояния космонавтов можно встретить в разборе сложных ситуаций в орбитальных полетах.

   

    В любых экстремальных ситуациях бессознательное этническое “свой–чужой” может инициировать конфликтогенный сценарий взаимоотношений, вплоть до формирования в сознании членов космического экипажа образа врага в лице своего соратника на этнической почве.

    В данном аспекте нужен качественно новый комплексный подход, позволяющий выйти на иной уровень знаний о человеке и его психике, в том числе в рамках заданного этнического поля в многонациональном экипаже, учитывая так называемую внутриэтническую среду в необычных условиях космоса.

    Самый первый, действительно интернациональный космический экипаж, когда космонавты были из разных стран и разговаривали от рождения на разных языках, осуществил орбитальную миссию в 1978 г. – это экипаж Алексея Губарева (СССР) и Владимира Ремека (Чехословацкая ССР). Продолжительность миссии, выполненной на космических корабле Союз-28 и станции Салют-6, составила 7 суток и 22 часа (с 2 Марта по 10 Марта 1978 г.). В этот непродолжительный полет члены интернационального экипажа испытывали крайние эмоциональные переживания. Об этом в своих воспоминаниях позже, в 1981 г., писал чехословацкий космонавт Владимир Ремек: “Нужно было включить основной двигатель на 17 секунд, но он не включался. Губарев нажимает кнопки. Ждем появления характерного толчка и грохота. Ничего! Двигатель не включился. Мы переглядываемся, в глазах – испуг. Что случилось? Ведь каждая секунда задержки означает отклонение от вычисленной орбиты.

    – Последовательность! – выкрикнули мы одновременно. Молниеносно повторив в уме порядок операций, я снова нажал кнопки в определенной очередности.

    – Все правильно.

    Губарев сразу осунулся, вокруг рта залегли глубокие складки. Судорожным движением он еще раз нажимает кнопки. И опять ничего. У меня участился пульс. Двигатель отказал. Почему? Где мы допустили ошибку? Взгляд прыгает по кнопкам. Вдруг бросилось в глаза: не горит контрольная панель!

    – Блокировки! – чуть слышно прошептал я.

    Мы забыли снять с предохранения блокировку. Губарев исправляет это одним движением. Вспыхивает надпись: “Блокировки”. Одновременно палец командира нажимает пусковую кнопку. Наконец-то! Раздался грохот, и корабль слегка вздрогнул… Я вытер лоб. Хорошо, что мы заметили блокировку! Как это могло случиться? Такой недосмотр. Только теперь в полную меру осознаем, что достаточно малейшей ошибки, небольшого промаха, чтобы весь полет поставить под угрозу. Постепенно успокаиваемся…”. Перед возвращением на Землю Алексей Губарев и Владимир Ремек испытывали психологическую напряженность: “Чувствую, что немного шалят нервы, – пишет Ремек – украдкой поглядываю на Губарева. Его плотно сжатые губы говорят о внутренней сосредоточенности. В его движениях и словах тоже проскальзывает легкая нервозность. Это меня успокаивает: значит, волнуюсь не я один”.

    Описанная ситуация наглядно показывает, как велика роль общения, в том числе языкового понимания в режиме ограниченного временного диапазона, для сохранения жизни экипажа в космосе.

    Безусловно, нервно-эмоциональное напряжение в ответственные моменты космического полета может возникать на фоне этнического, бессознательного, подавленного конфликта в экипаже. Воспитание будущего экипажа марсианской миссии обсуждается именно в плоскости межнациональных отношений. В дискуссиях ученые рекомендуют определить предполагаемых марсианских миссионеров еще в юношеском возрасте и воспитывать молодых людей разных национальностей вместе, в условиях совместного проживания. Это же первым предлагал Константин Эдуардович Циолковский. Описывая процесс психофизиологического отбора кандидатов в космонавты, который должен состоять из нескольких этапов, Циолковский указывал, что на первом этапе следует выбирать “…лучших людей: уживчивых, кротких, находчивых, работящих, физически выносливых…”. На втором этапе эти люди должны проходить отбор по признакам психологической совместимости. Циолковский рекомендовал, чтобы кандидаты “собирались еще на Земле в общежития, жили вместе, изучали друг друга и делали из своей среды новый выбор”. Правоту такой тщательности в психологическом групповом отборе подтвердила вся дальнейшая практика пилотируемой космонавтики.

    По результатам орбитальных экспедиций на космических станциях “Мир” и МКС, а также наземных специальных модельных исследований, отечественные психологи сделали много интересных выводов. В том числе, при исследовании межгруппового общения и изучении специфики коммуникации членов малой интернациональной группы специалисты ГНЦ РФ – Института медико-биологических проблем РАН заключили, что международный характер космических экипажей может привести к появлению в экипаже устойчивых подгрупп. Наблюдалось стремление космонавтов и астронавтов общаться именно со своим национальным Центром Управления Полетами. Тем не менее, на спорный вопрос о возможности формирования новой социальной среды в космическом экипаже, утрате присущих от рождения национальных и религиозных инстинктов, пока получен отрицательный ответ. В замкнутой полиэтнической группе космического экипажа срабатывает механизм роли личности командира–лидера, но национальные инстинкты не утрачиваются. По крайней мере за тот срок, какой сейчас определен для орбитальных экспедиций (полгода в среднем), внутригрупповая новая социокультура не формируется, остается приоритет за принадлежностью к своему государству и нации. Однако, это не означает, что в более длительных межпланетных космических полетах и, тем более, при поселении на космических станциях на Луне или Марсе группы людей, вопрос о межэтнических взаимоотношениях и векторе этнического поля не будет актуализирован до уровня потенциальной конфликтогенности и угрозы безопасности миссии. Самое время подключать методы этнической психологии к пилотируемой космонавтике.

    Этническая психология как серьезная научная дисциплина возникла еще в середине XIX века. Как пишет профессор Сергей Евгеньевич Рыбаков: “…в эпоху всеобщего увлечения ученых – гуманитариев и обществоведов – классической немецкой философией И.Канта, Г. Гегеля, И.Фихте, Ф. Шеллинга, достигшей невиданных ранее в истории философской мысли высот именно в ходе штурма бастионов человеческого разума и даже самой цитадели духа, появилось стремление всем обществоведческим проблемам находить психологическое “объяснение”… Также и у многих ученых, пытавшихся взяться за проблематику “народов”, возник вполне объяснимый соблазн сведения всей этнической проблематики к сугубо психическим феноменам”. Этнолог считает, что предпочтительнее к этнической проблематике подходить с точки зрения философской антропологии.

    Другой специалист в области антропологии, действительный член Академии Военных Наук Е.С. Сенявская, рассматривая комплексные вопросы коллективного взаимодействия в экстремальных условиях, также отстаивает точку зрения, что применительно к нестандартным ситуациям только лишь психологический подход является узкоприкладным, помогающим решать лишь “психолого-инженерные и утилитарно-воспитательные проблемы” (Сенявская Е.С. “Военная антропология как новая научная дисциплина: перспективы развития и значение для обороноспособности России”// Вестник Академии Военных Наук, 2004 г.). Е.С. Сенявская выдвигает новый подход, включающий анализ не только медицинской и психологической информации, но и социальной и культурологической информации, в том числе предлагает изучать исторические и литературно-художественные аспекты межличностного взаимодействия, называя это антропологией – наукой о человеке.

    Бесспорно, ключ к стабильности кросс-национальных космических экипажей – это интеграция с историческим культурным опытом, внимание к “подсознательной памяти” о народных традициях и укладах, обеспечивающих комфортное психологическое сосуществование. Кстати, в подготовке членов экипажей к каждому космическому полету индивидуально подбираются почти все составляющие быта, учитываются вкусовые пристрастия при составлении меню и культурные предпочтения при подборе фильмов, музыки и книг. По сути это и есть создание максимально комфортного сосуществования полиэтнического экипажа посредством воздействия на этническое бессознательное. Этнологи считают, что этническая психология затрагивает область непсихологических феноменов – язык, мифы и нравы, то есть “мир вещей”. Это и есть основная особенность этнической психологии, связывающая ее с социологией и антропологией, когда объективные предметы, затрагивающие мифологию и обычаи народов, могут являться поводом психических эмоциональных переживаний.

    Это принципиально важно именно для пилотируемой космонавтики и обеспечения безопасности космических полетов. Таким образом, без предварительного выделения в отдельное направление как таковое, этническая психология давно учитывается космическими специалистами как одно из приоритетных направлений в подготовке космонавтов к космическим полетам при создании национальных черт быта космонавтов на орбитальной станции. Существует фундаментальный труд “Введение в этническую психологию” российского ученого Ю.П. Платонова (1995 г.), в котором автор впервые ввел понятия “этнические чувства”, “этнические вкусы”, “этнический темперамент”, “этнический характер”. Несомненно, этничность – это важное, если не основное социальное качество личности.

    Обсуждая этническую специфику эмоциональных процессов мы встаем на тонкую грань. Многие этнологи видят в изучении национальной психики почву для национализма и шовинизма. Психология народов, традиции, обычаи, нормы поведения, ценности, социальная организация – все это имеет платформу, сформированную обществом за тысячелетия своего развития. Известный этнолог Ю.В. Бромлей в своей работе “Очерки теории этноса” (1983 г.) касался так называемых “этнических черты психики”, он писал: “культурное единство членов этноса неразрывно связано с наличием у них определенных общих черт психики”. Л.Н. Гумилев считал, что “этническое поле” формируется благодаря существованию “этнической территории”, что служит “цементом” для этноса, сохраняет его целостность (Гумилев Л.Н. “Этногенез и биосфера Земли”, 1970 г.). А вот высказывание И. Канта (Кант И. “Антропология с прагматической точки зрения”, 1798 г.) об этносе: “Попытка показать врожденные или от долгой привычки превратившиеся как бы в природу и привившиеся на ней максимы, которые выражают чувственный характер народа, – это слишком рискованная попытка классифицировать разновидности естественных наклонностей у целых народов, допустимая скорее для географов, эмпирически, чем для философов, по принципам разума”. Так что, космическим психологам, вдаваясь в подробности этнического происхождения членов экипажей, следует остерегаться резких суждений, дабы не давать расти национализму.

    Но, коллективная психология воздействует на отдельную личность, что заставляет в практике пилотируемой космонавтики обращаться к теме национального состава экипажа все больше и больше. Если же обратить свой взор в будущее – стационарные форпосты на Луне и Марсе, то там этническую психологию настигнут чрезвычайные проблемы: механизм межпоколенной передачи национальной, этнокультурной информации будет происходить на территориях совсем иного рода. Основатели этнической психологии М. Лацарус и Х. Штейнталь очень красиво в краткой форме охарактеризовали важность этнического территориального происхождения человека: “Когда речь идет о растениях и животных, то естествоиспытатель распределяет их по видам на основании объективных признаков; о людях мы спрашиваем, к какому народу они себя причисляют”. Какие черты нового этнического поля будет носить, например, популяция, рожденная в искусcтвенных условиях на Марсе? Что для этих людей будет этнокультурой, что будет восприниматься как “этническая чуждость”? Может быть чуждой будет сама Земная цивилизация? Ведь, “какие бы объективные корни не имела этничность, она в конечном счете представляет продукт человеческого (массового) сознания, спонтанную форму идеологического отражения и освоения социальной среды” (Чешко С.В. “Человек и этничность”, 1994 г.).

    Сегодня одно можно сказать определенно – на наших глазах, уже в настоящее время, происходит постепенное формирование космической антропологии как “человеческого измерения космоса”. И от националистических перегибов и излишней психологизации смогут удержать это научное направление только этнологи.

   



  Рейтинг:  отсутствует

Добавить ваш комментарий