Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
00-09-2009 В облаках, без ориентиров (или к чему привела неразбериха при заходе на посадку)

00-01-2007 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
    

00-12-2006 МЕТОДИКА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ КОРРЕКЦИИ ПРОГНОЗНЫХ ОЦЕНОК ВЕРОЯТНОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
    

04-01-2008 ДИСПЕТЧЕР – КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
    

00-05-2007 Пути развития общей и математической теории эксплуатации авиатехники и авионики на основе информационно-факторн
ых подходов



 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

30-10-2007 Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Тезисы докладов научно-практической конференции, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево , Якимович Н.В., «Создание компьютерного тренажера для развития у пилотов ...

    «Создание компьютерного тренажера для развития у пилотов навыков оперативного мышления в аварийных ситуациях»

    Якимович Н.В., главный специалист Межгосударственного авиационного комитета, кандидат психологических наук

   

    фото: Взлет 2007

    Одним из направлений перехода к управлению безопасностью полетов в сфере «человеческого фактора» должен стать, на наш взгляд, переход к большему контролю за тем, как формируются в мышлении пилота алгоритмы умственных действий, чтобы иметь возможность своевременно вмешаться в этот процесс и произвести коррекцию неверных алгоритмов.

    Такая необходимость обусловлена тем, что, несмотря на высококачественное обучение пилотов, мы все равно сталкиваемся с проявлениями ошибочного мышления в полете, в результате чего аварийные ситуации перерастают в катастрофические. К сожалению, при расследовании авиационных происшествий ошибки, допущенные мышлением конкретного пилота, трактуются иногда как чисто случайные события, имеющие субъективное происхождение, т.е. присущие только данной личности. При такой точке зрения получается, что в случае ухода данной личности из авиации проблема является исчерпанной и ничего не требуется менять в системе подготовки кадров, хотя в ней по-прежнему остается какая-то дыра, через которую и проскальзывают вроде бы случайные ошибки.

    Однако психологи знают, что в мышлении человека не бывает ничего случайного: даже оговорки, описки или другого рода бессознательные ошибки имеют под собой вполне конкретные предпосылки в мышлении, как убедительно показал в своих работах Зигмунд Фрейд. Если мысль пилота особенно в нештатной ситуации пошла по неверному пути, значит, что-то ее туда подтолкнуло: возможно, произошло неправильное распознавание аварийной ситуации, и был запущен неадекватный алгоритм действий. С учетом того, что алгоритмы двигательных навыков запускаются мышлением после алгоритмов распознавания аварийных ситуаций, можно говорить о первостепенной значимости алгоритмов мыслительного анализа ситуаций.

    Проконтролировать, насколько правильно сформирован двигательный навык не представляет труда для опытного инструктора, т.к. все действия внешне наблюдаемы, а вот проверить сформированность мыслительного навыка, который скрыт от непосредственного наблюдения,- это довольно сложная задача, и не всегда метод вопросов и ответов способен высветить во всей полноте оцениваемый алгоритм мышления. Чтобы сделать процесс формирования мыслительных алгоритмов более наглядным для контроля и одновременно более открытым для коррекции, потребуется специальное устройство - компьютерный тренажер, который мы хотим предложить вашему вниманию.

    Как известно, формирование мыслительного алгоритма начинается с того, что молодой пилот осваивает сначала большой объем теоретических знаний о признаках аварийных ситуаций. Но при этом он еще не имеет устойчивого зрительного образа приборной доски, он слабо ориентируется в расположении аварийных световых табло, у него нет еще и четких представлений, как звучит та или иная аварийная сигнализация. Из полученных на эту тему знаний молодой пилот должен самостоятельно выстроить для себя мысленный алгоритм по анализу признаков аварийных ситуаций, т.е. выстроить упорядоченную цепочку мыслительных действий, где предусмотрены многовариантные выборы. Насколько успешно он справиться с этой задачей в огромной степени зависит от того, насколько его мышление вообще умеет систематизировать и алгоритмизировать получаемые знания, выстраивать своего рода граф - схемы мыслительных шагов. Данный процесс очень индивидуален, и молодые пилоты владеют им в совершенно различной мере, поэтому и результаты выстраивания алгоритмов получаются у них различными. Мы в какой-то мере пускаем этот процесс на самотек, полагаясь, что мышление молодого пилота само расставит все знания по местам и полученный алгоритм будет таким, каким он должен быть.

    Но практика занятий на летном тренажере показывает, что мы переоцениваем порой способности некоторых молодых пилотов, поскольку на деле они не могут продемонстрировать инструктору четкий алгоритм анализа ситуаций и должные действия. Про таких обучаемых говорят: у них вместо четких алгоритмов образовалась в голове какая-то аморфная каша из полученных знаний. Понятно, что именно такие молодые пилоты несут большую угрозу для безопасности полетов, чем остальные. Если заставить их заново пройти все тем же путем обучения, то можно по-прежнему не сформировать в мышлении нужных алгоритмов.

    Следовательно, необходимо дополнить прежние формы обучения новыми формами, которые позволят целенаправленно формировать те или иные мыслительные алгоритмы, контролировать в наглядной форме степень их усвоения и производить коррекцию в случае их ошибочности.

    Мне кажется, что для авиакомпании «Аэрофлот» данная проблема должна представлять особый интерес, поскольку, как мне известно, в этой авиакомпании планируется создать свою собственную школу молодых пилотов. «Аэрофлот» уже располагает самыми современными авиационными тренажерами в России, среди которых есть те, что полностью имитируют полет и те, что позволяют отрабатывать отдельные процедуры в кабине самолета (я имею в виду процедурный тренажер МФТД). Но даже самая передовая авиакомпания не располагает пока тренажером для прицельного тренинга тех тонких аспектов мышления, о которых я говорила выше. А такой тренажер также нужен, и может быть, именно он поставит заслон на пути появления необдуманных и неверных мыслительных шагов при распознавании аварийных ситуаций, поскольку возьмет под контроль процесс алгоритмизации мышления молодых пилотов.

    На сегодняшний день данный тренажер еще не существует в готовом виде, но проект его уже разработан специалистами кафедры «Эргономики и информационно-измерительных систем» Московского Авиационно-технологического Института, который я представляю сегодня на этой конференции. Каким будет предлагаемый тренажер?

    Компьютерная программа тренажера включит 3 этапа, каждый из которых направлен на достижение определенной задачи:

    - первый этап обеспечивает обучающую функцию, т.е. закладывает в мышление пилота готовые нужные алгоритмы;

    - второй этап направлен на контрольно-корректирующую функцию. Он дает возможность найти правильный алгоритм среди множества многовариантных выборов и тем самым «отсечь» неадекватные мыслительные шаги;

    - третий этап обеспечивает тренинговую функцию, позволяя доводить выполнение мыслительных алгоритмов до уровня навыков, которые сохраняют устойчивость даже в неблагоприятных условиях деятельности, например, таких, как дефицит времени и стресс.

    Теперь рассмотрим несколько подробнее, что будет включать каждый из этапов работы на тренажере.

    На этапе обучения алгоритмам деятельности по распознаванию аварийных ситуаций молодым пилотам будет предъявляться видеозапись того, как должен перемещаться центр внимания пилота по приборной доске и органам управления по мере анализа признаков той или иной аварийной ситуации. Видеозапись будет сопровождаться комментариями инструктора через наушники по поводу того, на какой прибор, табло или сигнализацию следует обратить внимание, и какое сделать при этом умозаключение на основе наблюдаемой информации. Учитывая, что начинающие пилоты еще не имеют опыта работы в кабине и тратят немало времени, чтобы найти месторасположение нужного прибора, табло или тумблера, помощь такого наглядного путеводителя совершенно очевидна: он поможет запомнить их расположение и сократит время поиска при тренировке уже на полноценном тренажере. Здесь необходимо подчеркнуть еще один важный психологический момент. Если обучение путем чтения текстов опирается на работу левого полушария мозга, которое называют «словесным», то обучение через наглядные образы заставляет больше работать правое полушарие мозга, которое называют «образным». Поэтому применение тренажера позволит дублировать и запечатлевать нужные алгоритмы в обоих полушариях мозга, что в свою очередь, повысит надежность их сохранения и устойчивость к стрессогенным воздействиям.

    В результате такой подготовки молодые пилоты, впервые приходящие летать на тренажерах, будут испытывать гораздо меньший уровень эмоционального напряжения, что повысит эффективность их работы на тренажерах и не потребует привлечения дополнительного дорогостоящего тренажерного времени.

    Второй этап будет нацелен на контроль и коррекцию усвоенных алгоритмов мыслительных действий и будет проходить в форме компьютерной деловой игры. На экране высветится своего рода лабиринт в виде разветвленного дерева, ветви которого являются различными путями движения мысли при анализе какой-то аварийной ситуации, включая ложные ситуации. Пилот должен пройти к вершине дерева по единственно правильному пути, отсекая тупиковые ходы. Уход мысли на неверные пути завершается демонстрацией условной катастрофы для воздушного судна, что заставляет пилота более серьезно относиться к последствиям своих решений и своевременно корректировать ошибочные ходы.

    На третьем этапе, являющимся по сути тренинговым, пилот должен научиться выполнять освоенные им алгоритмы мыслительных действий в различных аварийных ситуациях при любых неблагоприятных условиях деятельности. В качестве таких неблагоприятных условий выступят два режима: дефицит времени и стрессогенная ситуация. Первый режим задает ограничение во времени для прохождения алгоритма, а второй режим предъявляет сильные по эмоциональному воздействию посторонние шумы в наушниках, какие бывают в ситуации катастроф (взрывы, крики, сирены и т.п.). Подобного рода тренировка доводит выполнение мыслительных алгоритмов до уровня навыков и вместе с тем вырабатывает у них устойчивость к негативным внешним воздействиям.

    Как видите, в тренажере будут задействованы современные формы обучения, в частности первый этап будет использовать для обучения видеофильм, демонстрируемый на компьютере, на втором этапе формой обучения явится деловая игра, а на третьем этапе будет использоваться моделирование неблагоприятных условий деятельности.

    Разработка подобного тренажера, где будут заложены алгоритмы распознавания порядка 20 нештатных ситуаций, конечно, потребует определенного времени и финансовых затрат. Поэтому мы и выходим с предложением о финансировании к самой преуспевающей в финансовом плане авиакомпании. Мы также понимаем, что «Аэрофлот» стал финансово успешной авиакомпанией прежде всего потому, что здесь умеют считать деньги и оправдывать свои капиталовложения. Так, что же приобретет авиакомпания, если согласиться профинансировать этот проект.

    Во-первых, уменьшится число случаев, когда требуется дополнительное время для тренировок на тренажерах как процедурных, так и полноценных, т.е. не будет перерасхода запланированных средств. Во-вторых, заложив правильные алгоритмы мыслительных действий и проконтролировав их усвоение, мы получаем более надежного пилота и снижаем тем самым риск возникновения катастрофической ситуации, связанной с личностным фактором пилота. А, как известно, за снижением риска катастроф стоят огромные денежные экономии, если учесть, что в скором времени, как пообещал вице-премьер нашего правительства при посещении Ульяновского Центра подготовки пилотов, авиакомпании России будут обязаны выплачивать за каждого погибшего в катастрофе пассажира 75 тысяч долларов. Понятно, что затраты на предлагаемый тренажер не сопоставимо меньше по сравнению с новыми страховыми выплатами в случае даже одной катастрофы.

    Немаловажно также и то, что заказ нового тренажера может стать одним из реальных шагов авиакомпании «Аэрофлот» в деле перехода именно к управлению безопасностью полетов, поскольку тренажер позволит активно влиять на процесс формирования профессионального мышления у пилотов.


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
Симуляция симулятора

UAVs - Unmanned Aerial Vehicles - Беспилотники

С новым 2010 годом!

Где купить радиоуправляемый беспилотник?

Где можно выучиться на бортпроводника?


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь