Редакторская
  
Безопасность
  
ПБП
  
Власть
  
Авиапсихология
  
 >> 
 
 
Форум
 
 
Поиск
   
     
   
     
 

 Сайт 
00-11-2007 Анализ авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR) в государствах-участник
ах Соглашения


00-08-2009 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЕТОВ

00-07-2009 Конференции. Семинары, Conference. Seminar

05-07-2008 Новая книга: ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЙ
ФЛОТ: ДОБЛЕСТЬ И МУЖЕСТВО. Часть 3. Научная фантастика


00-09-2006 Методика количественной оценки уровня безопасности полетов к летной годности по данным эксплуатации ВС


 Опрос 


Опросы



 Наша кнопка 





 
 
 
Вернуться к списку

30-10-2007 Человеческий фактор в условиях перехода авиакомпании к управлению безопасностью полетов, Тезисы докладов научно-практической конференции, Под редакцией доктора медицинских наук, профессора В.В. Козлова, Москва - Шереметьево , Талыпова И. В., Первый опыт проведения совместных занятий по CRM...

    Первый опыт проведения совместных занятий по CRM летных и кабинных экипажей.

    Талыпова И. В., заместитель начальника отдела, инструктор CRM КСБ ОАО«Аэрофлот»

    Мирошниченко А. В., пилот-инструктор, инструктор CRM ОПЛС ЦПАП ОАО «Аэрофлот»

   

    фото: Гражданская авиация 2007

    В мировой практике курс управления ресурсами экипажа был разработан в результате глубокого анализа причин авиакатастроф. Благодаря установке на борту самолётов и в кабинах экипажа звукозаписывающих устройств и полученной в результате информации выяснилось, что причиной многих аварий стала не техническая неисправность самолётов, не ошибка в работе экипажа или его небрежность, а неумение команды адекватно реагировать в создавшейся критической ситуации. Широкое применение динамических симуляторов полёта во время тренировок позволяют рассмотреть различные теории о причинах авиакатастроф в экспериментальных условиях. Основываясь на результатах этих исследований и желая исправить недочёты экипажа, некоторые авиакомпании мира ввели дополнительные тренировочные курсы по управлению полётами. После периода усовершенствования и развития, методика этих курсов стала известна под названием «Управление ресурсами экипажа» (CRM - Crew Resource Management). Важность принципов этого курса и польза тренингов в повышении безопасности и эффективности полётов теперь признаны во всём мире.

    Управление ресурсами экипажа - это эффективное использование всех имеющихся на борту ресурсов (членов экипажа, систем самолета, сопровождающего оборудования и других) с целью обеспечения безопасности и эффективности полета. Причем в процессе своего развития указанный курс преобразовывался и трансформировался, пока не приобрел сегодняшнее содержание, когда под «экипажем» подразумевается летный и кабинный экипажи. Поэтому сам факт отсутствия проведения совместных занятий по CRM противоречит философии современного курса.

    В этой связи руководство авиакомпании поставило перед инструкторами CRM из ЦПАП и КСБ задачу разработать программу по CRM для летного состава и бортпроводников и организовать проведение совместных занятий.

    В результате проведенной работы создан курс совместной подготовки по CRM, а в июне 2007 года в Аэрофлоте проведены первые занятия.

    Цель курса, которая ставилась с самого начала, - отработка на практике принципов и методов эффективного взаимодействия бортпроводников и летчиков нашей авиакомпании для снижения риска в периоды повышенной рабочей нагрузки и в стрессовых ситуациях, правильность построения межличностных отношений с целью повышения эффективности работы всего экипажа как команды. Только при условии, что все находящие на борту работники авиакомпании при подготовке и выполнении полета станут работать как одна команда, будут иметь общие цели и одинаковые представления о формах взаимодействия и процедурах, можно добиться существенного повышения надежности работы объединенного экипажа. Попросту говоря, мы стремимся, чтобы перегородка между пилотской кабиной и пассажирским салоном была непреодолимым препятствием для тех, кто может помешать нормальному выполнению полета, но в то же время абсолютно прозрачна для двух составных частей экипажа самолета: летного экипажа и бригады бортпроводников. Только выявляя проблемы общения, показывая на практике сложности работы на различных этапах полета, можно добиться взаимопонимания. Необходимо осознавать сложность такой задачи и работать эффективно.

    Курс рассчитан на два академических часа, что соответствует требованиям программы совместной тренировки летного и кабинного экипажей в области человеческого фактора. Тренинг включен в программу курсов повышения квалификации и проводится во время аварийно-спасательной подготовки. Это есть практическое применение принципа интегрирования CRM во все курсы подготовки, что требуется Руководством по безопасности полетов. Данный курс проводится совместно инструкторами по CRM как из числа бортпроводников, так и пилотов. Именно такой подход позволяет квалифицированно и оперативно отвечать на вопросы слушателей и реагировать на возникающие проблемы. Только специалисты, владеющие профессиональными навыками на уровне слушателей, могут авторитетно решать проблемы, возникающие по ходу занятий. Последние проводятся совместно специалистами ЦПАП и КСБ, на базе тренажерного комплекса по АСП. Первые же тренинги показали, в каком направлении необходимо корректировать первоначальную программу.

    Занятия проводятся в виде деловой игры в учебных классах тренажерного комплекса. Участники упражнения - это два или четыре человека летного экипажа, в зависимости от типа ВС: КВС, второй пилот, штурман и бортинженер и четыре бортпроводника, играющие роль бригады и еще трое-пятеро бортпроводников или пилотов, играющих роль пассажиров. Остальные слушатели курса во время занятия принимают участие в качестве зрителей, а также при анализе действий экипажа и в обсуждении вопросов, связанных с коммуникацией летного и кабинного экипажей при проведении тренировки. Так же рассматриваются все вопросы, которые возникают в процессе обсуждения. Для того чтобы было более понятно, приведем один из сценариев.

    Сценарий проведения совместных занятий летного состава и бортпроводников по CRM. (Практические занятия по JCRM)

    Место проведения: класс CRM

    Форма проведения: практические занятия

    Слушатели: члены кабинных и летных экипажей

    Инструктор: инструктор-CRM

    Маршрут полета: Шереметьево-Франкфурт

    Загрузка самолета 50 пассажиров, время полета 2:50, через 20 минут после взлета ожидается турбулентность до умеренной, полет над водой не ожидается.

    Два ЧЛЭ занимают места, которые определены для летного экипажа, четверо БП занимают места, которые определены для членов кабинного экипажа, оставшиеся слушатели исполняют роли пассажиров.

    Инструктор определяет условия проведения занятий: со всеми вопросами участники обращаются друг к другу. На земле инструктор играет роль представителя всех наземных служб и диспетчера УВД.

    Перед началом занятий КВС проводит с СБ брифинг в установленном порядке (Инструктор обращает внимание на качество проведения брифинга, что бы при анализе проведенных занятий определить насколько качество брифинга повлияло на результаты).

    Инструктор объявляет этапы полета и дает вводные для летного и кабинного экипажа.

    Инструктор: «Предполетная подготовка. Посадка пассажиров закончена».

    СБ должен получить разрешение на закрытие дверей.

    Наступает период стерильной кабины и обращение к ЛЭ может быть только в случае, если информация относится к полету. Инструктор объявляет: «Начинается буксировка ВС» И вручает БП (любому) информацию:

    1. ПАССАЖИР ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННО ДОЛОЖИТЬ КАПИТАНУ, ЧТО ОН ОПАЗДЫВАЕТ НА СТЫКОВОЧНЫЙ РЕЙС Инструктор объявляет: «Запуск двигателей». И вручает БП (любому) информацию;

    2. ПОСТУПИЛА ИНФОРМАЦИЯ ОТ ПАССАЖИРА О ТЕЧИ ЖИДКОСТИ ИЗ ДВИГАТЕЛЯ Инструктор объявляет: «Руление». И вручает СБП информацию:

    3. ПАССАЖИР РАЗГОВАРИВАЕТ ПО МОБИЛЬНОМУ ТЕЛЕФОНУ ВОПРЕКИ УКАЗАНИЯМ БОРТПРОВОДНИКА Инструктор объявляет: «Сигнал о начале взлета» И вручает СБП информацию;

    4. ОДИН ИЗ ПАССАЖИРОВ ПОЖАЛОВАЛСЯ НА ПЛОХОЕ САМОЧУСТВИЕ Инструктор объявляет: «Две минуты после взлета» И вручает КВС информацию:

    5. ОТКАЗ ДВИГА ТЕЛЯ БЕЗ ПРИЗНАКОВ РАЗРУШЕНИЯ. МАССА САМОЛЕТА ПРЕВЫШАЕТ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМУЮ ДЛЯ ПРИЗЕМЛЕНИЯ. ЗАПАСНОЙ АЭРОДРОМ ДЛЯ ВЗЛЕТА МИНСК И вручает СБП информацию;

    6. СЕРДЕЧНЫЙ ПРИСТУП У ПАССАЖИРА НАХОДЯЩИЙСЯ НА БОРТУ ВРАЧ ПРЕДУПРЕДИЛ О НЕОБХОДИМОЙ СРОЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ После обмена информацией и принятия решения. И вручает КВС информацию;

    7. ПОГОДА НА АЭРОДРОМЕ ВЫЛЕТА ХУЖЕ МИНИМУМА И вручает СБ информацию;

    8. ПАССАЖИР УМЕР, ТАКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДАЛ НАХОДЯЩИЙСЯ НА БОРТУ ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ Если экипаж предпринял попытку запустить двигатель, инструктор вручает КВС Информацию;

    9. ДВИГАТЕЛЬ ЗАПУСТИЛСЯ Инструктор объявляет: «Полет на крейсерском эшелоне». И вручает КВС информацию;

    10. УМЕРЕННАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ Инструктор объявляет: «Полет на крейсерском эшелоне». И вручает КВС информацию;

    11. СИЛЬНАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

    Дальнейшая тренировка проводится по программе АСП на тренажере. По окончании занятий проводится разбор и обсуждение поднятых проблем.

    Что делать в таких ситуациях? Какие действия должны предпринять члены экипажа? Когда и как бортпроводник должен сообщить о происшествии командиру воздушного судна? Каким образом КВС принимает решение? Как должна строиться коммуникация между бортпроводниками и пилотами?

    На все эти вопросы, естественно, есть ответы у всех участников занятий. Только вот в процессе занятий очень часто выясняется, что ответы-то есть, но они разнятся, как у членов летного и кабинного экипажа, так и у самих пилотов и бортпроводников. Иногда различается видение ситуации, а, следовательно, и пути решения. ТАКОГО БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!

    Одной из важнейших задач данного курса мы считаем унификацию деятельности членов летных и кабинных экипажей в полете, особенно в аварийных ситуациях, когда не достаточно времени для координации действий. И, как оказалось, это правильный путь. Выяснились не только разные понимания определенных положений РПП, но и проблемы определений в регламентирующих документах.

    Так, например, во время высокой рабочей нагрузки, то есть в момент от начала полета до набора высоты 10 тысяч метров («стерильная кабина») обращаться к пилотам допустимо только в экстренных случаях. Когда существует прямая угроза безопасности полетов (дым, пожар и т.п.) или если на борту умирает пассажир (и только после того, как ему оказали первую помощь бортпроводники, врач, и стало ясно, что необходима более серьезная медицинская помощь). Подобные ситуации должны отрабатываться всем экипажем как одной командой еще на земле. Главный смысл тренинга - начать решать проблемы вместе, не бояться обсуждать их. Помимо отработки на практике ситуаций, которые могут возникнуть в полете, на курсах происходит обмен знаниями - сотрудники делятся своим опытом, как им удалось выйти из той или иной сложной ситуации. И в процессе занятий выясняется, что рубежи этого важного для взаимодействия, не определены однозначно для бортпроводников и пилотов.

    Так же в ходе проводимых совместных занятий по CRM удается выявлять и другие недостатки в процедурах взаимодействия летного и кабинного экипажей. И задача инструктора не уходить от проблем, а даже инициировать активное осуждение. Только такой стиль проведения занятий может позволить выявить серьезные проблемы и недостатки. Недостатки как в понимании принципов действий в нормальных и аварийных ситуациях, так и недостатки в самих документах.

    Руководство по управлению безопасностью полетов, как основную задачу ставит переход от ретроактивной, к проактивной системе управления. Данный переход не возможен без эффективной обратной связи, без добровольных донесений. Организовать такую систему, да чтобы она ещё и эффективно работала, есть довольно сложная задача, требующая временных, организационных и финансовых ресурсов. При проведении только одного занятия таких сообщений выдается не меньше десятка. Причем ценность многих почти невозможно переоценить. Так, например, в процессе занятий выяснилось, что ни один документ не запрещает однозначно вставать бортпроводникам со своего рабочего места в процессе разбега. А в процессе занятий при симулировании процесса выполнения полета все участвующие в занятиях пришли к однозначному выводу, что игнорирование этого не регламентированного требования может привести к фатальным последствиям. Так же многие бортпроводники не знали ранее, какой проблемой для экипажа может быть несвоевременный или неправильный выход на связь из пассажирской кабины. А членам летного экипажа было неизвестно, каким нагрузкам подвергается кабинный экипаж, если он оказывается в дефиците времени при подготовке к полету. К тому же члены летного и кабинного экипажа во время занятий на практике убеждаются, что без эффективного взаимодействия невозможно решать задачи обеспечения безопасности в критических или конфликтных ситуациях.

    Рекомендации:

    1. Проведение совместных занятий летного и кабинного экипажей по CRM является необходимым и обязательным звеном в системе подготовки в области CRM/HF.

    2. Данные занятия должны использоваться не только для обучения, но и как эффективный канал обратной связи. Все внесенные на занятиях предложения необходимо оформлять в виде добровольных донесений.

    3. Совместные занятия по CRM должны проводиться инструкторами, подготовленными по практике применения CRM.

    4. Для успешного проведения занятий необходима политическая воля руководства, которая материализуется в положениях РПП о проведении таких занятий, их регулярности, обязательности и учете.


Вернуться к списку

  Рейтинг:  отсутствует


Добавить ваш комментарий
 
 
 Форум 
День Интернета в России

"Союз" на миллиард долларов

Где можно выучиться на бортпроводника?

Профилактические работы

Ими гордится Родина!


 Ваш выбор 
06-2008 Автоматизированная обучающая система для этапа первичной летной подготовки, д. т. н., проф. В. В. Косьянчук, к. т. н., доц. А. И. Наумов, ВВИА им. Н.Е. Жуковского, журнал «Проблемы безопасности полетов»




10-ка лучших
 
 Рекомендуем 
06-09-2010 Продолжение исследований по методике параметрического мониторинга полёта, О. А. Бутырин, С. В. Клещенко - (ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»), Материал предоставил О. А. Бутырин
 
 Интерактив 
"Самолечение пилотов"
Тест для врачей



 Архив сайта 
Просмотреть



 
   
     
     
© Aviahumanfactor.ru - 2007 
обратная связь